При оформлении кредита в банке, как правило, к основному договору займа прилагают дополнительный договор страхования. Призван этот договор застраховать риски, связанные с наступлением каких-либо форс-мажорных ситуаций. Корреспондент редакции Today.kz решил узнать, является ли договор страхования обязательным и можно ли вернуть сумму страховки после погашения кредита.
Юрист Темирлан Маликов рекомендует в первую очередь внимательно прочитать прилагаемый договор страхования.
"К договору банковского займа идет дополнительный договор о присоединении к основному – договор страхования. В нем прописываются права и обязанности страхователя и страховщика. Но обычно они не указывают, что можно вернуть страховку, если страховой случай не наступил. Мы сейчас изучаем этот вопрос. В договорах банковского займа, как правило, прописано, бесплатная эта страховка или нет. На момент получения кредита, допустим, клиент уплачивает за страховку 100-200 тысяч тенге. Если за этот период не было страхового случая, он может взыскать страховку.
Вообще, чтобы вернуть страховку, можно попытаться урегулировать этот вопрос в досудебном порядке. Например, вы можете написать письмо в банк, в нем необходимо сослаться на нормы гражданского и гражданско-процессуального кодекса", – считает юрист.
По его словам, в Гражданско-процессуальном кодексе РК есть глава 40, согласно которой, если страховой случай не наступил, человек может взыскать со страхователя сумму оплаченной им страховки. Для этого можно в досудебном порядке обратиться в банк или страховой полис. В течении 15 рабочих дней, в соответствии с Законом РК "Об обращении физических лиц", банк или страховая компания должны ответить. В случае отказа в возврате средств, можно обращаться с иском в суд. По мнению Маликова, любой заемщик может попробовать разобраться в 40-й главе ГПК, где доступным языком поясняется, в каких случаях страховка возмещается. Главное, добавляет юрист, грамотно сформулировать и изложить свои требования.
По словам исполнительного директора страховой компании "Евразия" Шакира Иминова, при оформлении ипотеки, автокредита или потребительского займа под залог недвижимости или автотранспорта, обеспечение обязательно должно быть застраховано.
"В одном случае это страховка от рисков, если с жильем что-то случится, во втором же — это оформление "АвтоКаско". Такая услуга является обязательной для всех, без нее заявку вам не одобрят. Если вы претендуете на кредит без обеспечения, например, займ на личные цели или получение карточки с лимитом, и вам предлагают застраховать свою жизнь и здоровье, то вот в данном случае услуга страховки является делом добровольным! Иными словами, вы вправе от нее отказаться.
Для того, чтобы узнать, существует ли в страховой компании, в которой обслуживается заемщик, вообще такая возможность, следует обратиться к договору. В нем должен быть пункт, указывающий на существование возможности возврата средств, перечисленных в счет оплаты страховки", — пояснил Шакир Иминов.
Каждому человеку при оформлении любого кредитного договора необходимо внимательно изучить пункты как основного договора, так и прилагаемого договора страхования, акцентируют эксперты.
Напомним, ранее редакция Today.kz уже писала о том, как казахстанцы, бравшие кредиты на заре кредитного бума, выплачивали незаконно удерживаемые банками комиссии за ведение ссудного счета. Теперь они массово обращаются в суды для возврата денег.
Гульнара Джусупова
"Как вернуть страховку по кредиту после его погашения – советы экспертов" - Today.kz, 29.08.2018
Произошел страховой случай и Вы не знаете что делать? Не беспокойтесь, если у Вас страховой полис СК «Евразия». Для начала вызовите дорожную полицию (по номеру – 102) и аварийного комиссара 5678 (бесплатно с мобильного). Для получения онлайн-консультации по страховым случаям напишите нам по электронной почте: ServiceCenter@theeurasia.kz. Сообщите обстоятельства произошедшего события, ваш вопрос и свои контактные данные (ФИО, телефон и email), и наш специалист обязательно свяжется с Вами.