"Седьмая конференция по риск-менеджменту: день первый". Газета "Мегаполис", 14.04.2011
Газета "Мегаполис", 14.04.2011
, 18.04.2011
Газета "Мегаполис", 14.04.2011
Почему странам СНГ стоит держаться вместе, нужна ли миру единая валюта и что имеют в виду чиновники под словом «инновации» – эти вопросы неожиданно стали темой для обсуждения в первый день седьмой международной конференции по риск-менеджменту, стартовавшей 14 апреля в Алматы.
ТС – не ритуальное заклинание?
Российский экономист, директор института экономики РАН Руслан Гринберг в рамках своего доклада о рисках и императивах глобального управления глобальной экономикой затронул тему Таможенного союза и перспектив, а вернее, их отсутствия у стран-участниц вне альянса. Для начала он выделил трёх китов будущей мировой экономики – США, Китай и Евросоюз. У России, по мнению эксперта, в этом отношении не очень удачное положение.
– Самостоятельно можно выжить, будучи таким гигантом, как Китай или Индия, а вот будучи, например, Люксембургом, выход – это стать частью союза, – рассуждает г-н Гринберг. – Россия всё-таки недостаточно велика, так что рано или поздно ей, как и Казахстану, придётся делать какой-то стратегический выбор, и тут главная надежда – на евразийский альянс.
Зачатки, как отметил докладчик, есть уже сегодня – это Таможенный союз.
– Я надеюсь, что Таможенный союз – это впервые не пустое ритуальное заклинание, – сказал он.
Большой брат
При этом региональные блоки, по словам г-на Гринберга, являются суррогатом движения к единому фининституту: мир нуждается в некоем наднациональном банке и единой валюте, уверен эксперт.
Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев скептически отозвался об идее наднационального института, заметив, что даже если таковой и будет создан, то, скорее всего, станет очередной неэффективной организацией. Более реальной специалист считает ситуацию, когда в рамках региональных союзов будет действовать своя региональная валюта.
– Это могут быть евро, юань и рубль или алтын – региональные валюты, которые будут конкурировать между собой, – пояснил спикер.
При этом участники сошлись во мнении, что пока доллар остается основной мировой валютой и спускать со счетов американские деньги рано.
– Слухи о преждевременной смерти доллара преувеличены, – говорит председатель Совета ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов. – Доллар по-прежнему мировая валюта, возьмите хотя бы Казахстан – многие финансовые операции и большой процент кредитов производятся у нас в долларах.
Вначале было слово
Еще один злободневный вопрос поднял во время дискуссии модератор конференции, тележурналист РБК ТВ Игорь Виттель.
– В последнее время мы часто слышим от чиновников такие слова как «инновации», «модернизация». Когда я слышу это от российских чиновников, я понимаю, что они говорят ни о чём. А что подразумевают под этими понятиями в Казахстане? – спросил г-н Виттель.
Вот как прокомментировали его вопрос участники конференции.
Председатель правления СК «Евразия» Борис Уманов:
– Власти подразумевают, что стране необходимо развивать тот или иной продукт – биотопливо, кремний или ещё что-нибудь. Я не против, важно, чтобы это делалось не за мой счет – не на деньги налогоплательщиков.
Серик Аханов:
– Правительство Казахстана утвердило программу форсированного индустриально-инновационного развития. На неё выделили гигантские средства – на развитие обрабатывающей промышленности, машиностроения. Предполагалось, что программа будет представлять собой гармоничное сотрудничество МСБ и крупного бизнеса. Цель в данном случае – достичь к следующему году 40-процентный вклад в ВВП страны со стороны МСБ.
Руководитель научно-исследовательского центра «Мизеса» Ярослав Романчук:
– Казахстанские коллеги говорят мне: у вас ведь есть технопарк, это такой хороший проект! Я медленно оседаю, пытаясь понять, тот ли технопарк они имею в виду, проект которого был заложен еще в 2004 году, а сегодня там стоит одно непонятное здание. В него, кстати, вложили 18 миллионов долларов. Это называется инновационным проектом?.. Причём в Белоруссии тоже есть цель - довести вклад МСБ в ВВП страны до уровня в 30%.
Руслан Гринберг:
– Таможенный союз плюс совместная технологическая модернизация – вот чем на самом деле необходимо заняться. Другое дело, что власти сами порой не верят в то, что это возможно, реализуемо. Мы сейчас стоим на развилке: через пару десятков лет отголоски всего советского исчезнут. Будут одни топливно-сырьевые страны, и как они смогут защищать свои границы, неизвестно. Это ещё одна причина, почему необходима комплексная программа, на основе которой можно будет создавать новые бренды.