"Китай чихает, а мир – знобит". газета "Республика" № 14 (145), 16.04.10
газета "Республика" № 14 (145), 16.04.10 , 16.04.2010
газета "Республика" № 14 (145), 16.04.10
Бурное развитие Поднебесной в корне изменило расклад сил в глобальной экономике – к такому выводу пришли участники конференции.
Раньше экономисты говорили: «Америка чихает, мир – знобит» и с помощью этого выражения пытались подчеркнуть зависимость мировой экономики от положения дел в американском хозяйстве. Теперь, считают участники VI Международной конференции по риск-менеджменту, ход глобальных экономических процессов начал определять Китай.
Конференция, открывшаяся в среду в Алматы, собрала примерно 150 участников из СНГ, западных и азиатских стран. Организатором традиционно выступала страховая компания «Евразия», но помимо страховщиков было много представителей регулятора, банковского бизнеса, рейтинговых агентств и аудиторских компаний.
Главными темами для обсуждения стали предварительная оценка последствий кризиса, новых рисков и дальнейших перспектив развития казахстанской и мировой экономики, а также финансового бизнеса.
Всему виною государство
Центральным спичем первого дня конференции стала презентация президента фонда «Институт экономического анализа», старшего научного сотрудника Института Катона Андрея Илларионова. В начале выступления он сразу же сделал неожиданное заявление.
То, с чем столкнулась глобальная экономика в 2008–2009 годах, по его мнению, ошибочно называть мировым финансовым кризисом.
–В первую очередь нам необходимо ответить на вопрос, был ли это кризис или это были кризисы. По моему мнению, его вряд ли можно назвать только мировым, только финансовым и только в единственном числе, – обозначил свою позицию спикер.
По его мнению, «самое важное и самое интересное в работе многих из нас – дать ответ на вопросы, какова природа тех потрясений, с которыми мы столкнулись. Являются ли они конъюнктурными, структурными, институциональными?
Являются ли они пораженными соответствующими действиями государства или чем-то иным?».
Насколько было для участников неожиданным первое заявление спикера, настолько же для них неожиданными оказались ответы на поставленные им вопросы. Как считает экономист, экономические потрясения в прошлые два года были не общемировым кризисом, а национальными кризисами, а главная их причина и природа заключалась в политике фискального стимулирования, проводившейся большинством стран.
В качестве доказательства Андрей Илларионов привел множество графиков и статистических данных по развитым и развивающимся странам. Они наглядно подтверждали его тезис о том, что в государствах, которые менее активно проводили экспансионистскую бюджетную политику и тратили международные резервы своих стран для поддержки курса валют, банковской системы и реального сектора, падение ВВП было меньше им первыми удалось выйти на траекторию экономического роста или вообще избежать спада в отличие от стран, активно проводивших политику фискального стимулирования.
В этом, по словам экономиста, заключается ответ на вопрос, как лучше всего добиться экономического спада. И если утверждение Андрея Илларионова верно, то рост ВВП Казахстана за 2009 год без «антикризисных» денежных инъекций со стороны государства, исчисляемых миллиардами долларов, мог быть намного больше официальных 1,2%.
А был ли мальчик?
Далее экономист подверг критике «традиционное изложение последовательности промышленного кризиса», согласно которому потрясения в индустрии начались в США, а уже затем распространились на развитые и развивающиеся страны.
– На самом деле одна группа высокоразвитых стран, к которой относится в частности Канада, достигли пика промышленного производства в мае 2007 года, после чего оно начало сокращаться, – ссылаясь на графики, подчеркнул спикер. – Причем в этой группе стран не было США, пик промышленного производства которых был отмечен только в декабре 2007 года. Таким образом, есть целая группа развитых стран, в которых промышленный кризис и рецессия, распространившаяся потом на другие отрасли и ВВП, началась на семь месяцев раньше, чем в Соединенных Штатах.
В то же время, отметил он, спорным вопросом остается степень влияния индустриального кризиса в США на другие страны, в том числе и Казахстан, где рецессия началась только в октябре 2008 года.
Ошибочным назвал экономист утверждение, что промышленный кризис в большинстве развитых и развивающихся стран последовал вслед за финансовым кризисом в Соединенных Штатах в декабре 2008 года:
– Есть большая группа государств, рецессия в которых началась задолго до начала финансового кризиса в США. Поэтому неверно объяснять начало промышленных потрясений во многих странах американским финансовым кризисом.
Кроме того, в большинстве стран, отметил он, рецессия началась также и до ипотечного кризиса в США в августе 2007 года. Примечательно, что Казахстан стал чуть ли не единственной страной, на которую американской кризис ипотеки оказал значительное негативное влияние.
Андрей Илларионов не согласился и с распространенным утверждением, что мировая экономика выйдет из рецессии только тогда, когда спад преодолеют Соединенные Штаты.
– Далеко не во всех странах промышленная рецессия закончилась одновременно с американской или до сих пор продолжается. Подавляющее число государств вышло из рецессии до окончания таковой в США, – аргументировал свою позицию экономист.
Сергей Зелепухин