Хотите у нас работать?

Новости

Зачем Казахстану участие в IUMI?

20.02.2023
Сегодня невозможно осуществить космический полет или перевезти нефть без страхового покрытия как для корабля, так и для груза, который он везет. Обладая девятой по величине территорией и удобно расположившись между Китаем и Европой, Казахстан начинает играть все большую роль в мировом товарообороте. Однако выгоды от страхования грузоперевозок пока проплывают мимо нашей страны.

Страхование начиналось в море

Морское страхование – первый вид страхования, который встал на коммерческие рельсы еще в 17 веке. Первый кодекс морского страхования был принят в 1468 году великой морской державой – Венецией. Начиналось все с фондов морского страхования, организованных перевозчиками.

Большой толчок развитию морского страхования дала эпоха великих географических открытий. Мореплавание и сейчас не самый безопасный род деятельности, а во времена Колумба и подавно: штормы, рифы, цинга – рисков хватало с избытком.

Переход от парусного судоходства к паровому значительно увеличил объемы морских грузоперевозок по всему миру, а за ними и спрос на страхование. Развитие международной торговли подстегивало и судоходство, что потребовало разработки единых стандартов страхования.

Прообраз международной ассоциации морских страховщиков был создан в Берлине в 1874 году. Объединение начало разработку типовых стандартов и правил морского страхования, а также расчет рекомендованных ставок страхования на перевозку грузов: хлопка, зерна, древесины, шерсти, табака и прочих товаров. Ассоциация начала именовать себя Международным объединением морского страхования (англ. International Union of Marine Insurance – IUMI).

На протяжении почти 150 лет со дня основания ассоциация помогает развитию международного страхования, и не только морского. При непосредственном участии IUMI в тесном сотрудничестве с банками разрабатывались системы международных платежей и переводов для осуществления страховых платежей и получения страховых выплат.

Сегодня IUMI – одна из самых влиятельных страховых организаций в мире, это ассоциация, объединяющая национальные страховые ассоциации со всего мира. Членами IUMI являются ассоциации страховщиков из 41 страны, при этом Казахстан в ней представлен не отраслевой ассоциацией, а организацией в лице страховой компании «Евразия» с 2010 года. Помимо консультативной и аналитической поддержки своих членов, IUMI занимается гармонизацией тарифов и правил, в том числе вопросами международного морского права.

Благодаря IUMI страны Запада смогли реализовать пакет санкций в отношении России, устанавливающих потолок цен на нефть и нефтепродукты из РФ. Страховым компаниям запрещалось страховать морские перевозки нефти, чья стоимость была выше установленного значения. Нет страховки – нет доставки.

Флот – двигатель торговли

В 2022 году объем морского грузооборота в мире составил 12,2 млрд тонн, полностью восстановившись после пандемии; немногим меньше, чем ранее прогнозировали эксперты. Дедвейт, или суммарная грузовместимость мирового морского флота, превысил 2,13 млрд тонн.

В 2021 году суммарные премии по морскому страхованию достигли $33 млрд, из них на страхование морских судов пришлось $7,8 млрд, а на страхование грузов — $18,9 млрд. Отдельной строкой выделяют страхование нефте- и газоперевозок, которое собрало $3,3 млрд премий. За 2022 год глобальные данные пока не финализированы, но цифры определенно покажут рост.

Глобальная инфляция толкает вверх не только стоимость товаров и услуг грузоперевозки, но и стоимость страхового покрытия перевозимых грузов и самих судов. Вероятно, по итогам 2022–2023 годов морские страховщики покажут рекордный прирост премий.

Мировая флотилия насчитывает 103 тыс. танкеров, сухогрузов, балкеров, контейнеровозов, буксиров и прочих грузовых судов. Примечательно, что главной морской державой в мире сегодня является небольшая Греция, которой принадлежит 17% всех грузовых кораблей. За последние годы сильно укрепил свои позиции главный потребитель мировых полезных ископаемых и экспортер готовой продукции – Китай, который сегодня контролирует 15% всех судов. Третья по количеству кораблей – Япония, чья доля составляет 12% флота.

За последние 15 лет количество кораблей, перевозящих грузы морем, практически удвоилось, а мировой грузооборот вырос на 40%. Ежегодно морской грузооборот прибавляет в среднем 2,5–3,5%. Человечество определенно стало больше потреблять, производить и сильнее зависеть от процессов глобального разделения труда. Товары становятся сложнее, в цепочке их производителей все больше стран.

Наше море – степь

Морской путь из Китая в Европу через Египет занимает не менее 40 дней, при этом пропускные возможности Суэцкого канала ограничены. Инцидент с контейнеровозом Ever Given в 2021 году вновь поднял вопросы о необходимости проработки альтернативных грузовых маршрутов.

Альтернативой морским грузоперевозкам являются железнодорожные и автомобильные, к тому же они значительно быстрее. Через Транссибирскую магистраль перевозить грузы из Китая в Европу можно в два быстрее, нежели морем. При этом проект Нового шелкового пути, инициированный Поднебесной, должен сократить сроки доставки еще больше. С началом войны в Украине многие китайские компании, опасаясь санкций, начали осуществлять доставку грузов в обход России, но все так же через Казахстан – без нас никуда.

В Казахстане бытует мнение, что отсутствие выхода к морю осложняет жизнь и сдерживает развитие экономики нашей страны. С другой стороны, у нас есть не менее ценный ресурс – наша огромная территория и выгодное географическое положение, которое Казахстан до сих пор в должной мере не использовал.

Между тем, по добровольному страхованию грузов в Казахстане в 2022 году было собрано всего 16,7 млрд тенге премий. По страхованию водного и железнодорожного транспорта было собрано и того меньше – 2,7 млрд тенге и 1,47 млрд соответственно. Казахстанские страховщики практически не участвуют в страховании и перестраховании грузов, проходящих через нашу территорию, в том числе тех, которые переправляют через Каспий, и это проблема. Мы не зарабатываем на собственном потенциале, зато на нем зарабатывают страховщики других стран, а объем грузоперевозок будет только расти.

В этой ситуации всему отечественному страховому сектору найти «выход к морю» поможет именно IUMI. Для этого Казахстан должен быть представлен не только одной, а всеми страховыми компаниями, возможно, в лице специализированной ассоциации. Нам необходим механизм, позволяющий наконец принять участие в страховании грузов, проходящих через Казахстан, иначе мы рискуем опоздать в последний вагон возможностей, которые так кстати открылись именно сейчас.



Зачем Казахстану участие в IUMI? - Kursiv.kz, 20.02.2023


Æ
Страховой случай?

Произошел страховой случай и Вы не знаете что делать? Не беспокойтесь, если у Вас страховой полис СК «Евразия». Для начала вызовите дорожную полицию (по номеру – 102) и аварийного комиссара 5678 (бесплатно с мобильного). Для получения онлайн-консультации по страховым случаям напишите нам по электронной почте: ServiceCenter@theeurasia.kz. Сообщите обстоятельства произошедшего события, ваш вопрос и свои контактные данные (ФИО, телефон и email), и наш специалист обязательно свяжется с Вами.

Для этого необходимо:
Î
Заказать звонок
Ваша заявка успешно отправлена!