Сейчас мир без автомобиля кажется неполноценным. Это транспортное средство прочно обосновалось в жизни человека, став уже не роскошью, а необходимостью. Растущее количество автомобилей приводит к увеличению количества аварийных ситуаций на дорогах. При этом существенный урон наносится бюджету потерпевших. Для сохранения финансовой стабильности автовладельца существуют обязательный и добровольный виды страхования
Сегодня речь пойдет об основном, «классическом» и массовом виде страхования в стране – обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (или сокращенно ОГПО ВТС). Об этом продукте подробно рассказывает исполнительный директор страховой компании «Евразия» Шакир Иминов.
Как выбрать надёжного страховщика
Шакир, как вы оцениваете 2017 год для вашей компании в разрезе страхования ОГПО?
- Главной тенденцией «Евразии» в 2017 стало увеличение объема страховых выплат по ОГПО ВТС: по сравнению с аналогичным показателем прошлого года они увеличились на 200% и составили 2,2 млрд тенге. Мы считаем, что поводов для печали у наших клиентов стало меньше – мы платим исправно.
Скольким автовладельцам выплатила страховку «Евразия»?
- В 2017 СК «Евразия» осуществила страховых выплат по более чем 6 350 страховым случаям по всему Казахстану. Если брать среднестатистические данные, то за один автомобиль компания выплатила свыше 354 тыс. тенге. Каждый месяц компания переводит своим клиентам более 200 млн тенге, и этот показатель с каждым месяцем растет.
Каким критерием должен обладать страховщик, чтобы выплачивать такие суммы?
- Очень важное значение имеют страховые резервы компании. Это, я бы сказал, важнейший фактор, который обеспечивает платежеспособность и стойкость компании. Немаловажным является и качество активов, соответствие активов и обязательств, платежеспособность – вот этими вещами, я думаю, должен владеть каждый страховщик. Это ожидаемо в текущей экономической ситуации, поскольку ресурсы многих страховых компаний строго ограничены, и не у всех есть возможность привлечь дополнительный капитал.
Но есть и обратная сторона. Многие клиенты жалуются, что некоторые страховщики Казахстана выплачивают, скажем так, далеко не щедро и не вовремя. Как вы это прокомментируете?
- Выплаты - выплатами, но нужно еще продавать клиентам качественный продукт, за соответствующую и справедливую цену. А если этого не придерживаться, то в результате денег на выплаты у такого страховщика не хватает, начинаются суды и прочие неприятности, и рынок теряет клиентов. Для клиента одним из основных факторов при выборе страховщика станет не демпинговая цена продукта, а гарантия выплаты возмещения. Таким образом, самые успешные страховщики те, у которого довольные клиенты, которые получили сервис за адекватные деньги.
Давайте проведем небольшой ликбез. Что в первую очередь нужно знать клиентам при покупке полиса ОГПО ВТС?
- В нынешних условиях, учитывая, что этот вид страхования является обязательным, сложно давать какие-то советы. Но, я думаю, выплаты в ОГПО ВТС – это основной вопрос, который мучает всех автомобилистов и заставляет терзаться сомнениями при выборе страховой компании.
Я полагаю, главный критерий при выборе страховщика – это своевременная оплата страхового покрытия, чтобы в будущем не пришлось прибегать к досудебным претензиям или же иску в суд. Необходимо учитывать, что, кроме выплат, у страховщиков есть накладные расходы, связанные с обеспечением этих выплат.
По итогам 2017 «Евразия» увеличила выплаты и премии по ОГПО ВТС в несколько раз. С чем связан такой стремительный рост? Вы стали больше работать с розницей?
- В последние годы СК «Евразия» демонстрирует довольно высокий рост по всем видам страхования – ОГПО ВТС остается в том числе одним из основных драйверов роста компании. Правление компании считает, что стремительное увеличение объемов премий и выплат по обязательному страхованию ответственности владельца транспорта свидетельствует о реальном развитии и повышении уровня доверия населения к самой «Евразии». Ежедневно к нам обращаются 50-60 автовладельцев со страховыми случаями. Например, по недавнему бурану в Астане выплаты точно получат минимум 30 автовладельцев, застраховавших у нас свой автомобиль. Поэтому в «Евразии» создан и функционирует огромный штат сотрудников департамента урегулирования страховых случаев. Сейчас в департаменте только по ОГПО ВТС по выплатам работают 15 человек. По мере роста бизнеса будет расти и штат. В целевой структуре в будущем мы планируем иметь штат свыше 30-40 человек. Но скажу сразу: компании нужны люди, которые готовы развиваться и трудиться с отдачей, а не приходить ради комфортных условий труда.
Уйдёт ли страховка в интернет
И вновь вопрос о наболевшем. Созрела ли для рынка обязательной "гражданки" необходимость уйти в электронное страхование?
- «Евразия» всегда за такие передовые решения. Если это произойдет, то будет знаковым событием для страхового рынка Казахстана, особенно для розничного сегмента. СК «Евразия» уже готова хоть завтра поставить взаимоотношения с клиентами на дистанционную основу: выписывать полисы страхования через интернет, принимать оплату безналом. Однако если это случится, условно, завтра, мы не ожидаем существенного роста рынка электронного страхования в ближайшие 2-3 года, но вот позже оно будет всё актуальней.
«Евразия» верит в развитие цифровых технологий по всем каналам продаж. Но мы работаем, исходя от потребностей клиента. Всегда будут люди, которые при покупке полиса захотят общаться с живым агентом. Всегда будут клиенты, которым удобно купить, скажем, страховку КАСКО вместе с автомобилем у брокера прямо в салоне. И всегда будут те, кому удобнее зайти на сайт любимой страховой компании и там купить какой-то продукт. Предпочтения клиентов будут меняться, всё больше людей будут уходить в онлайн, но всегда кто-то останется в офлайне, пожилые люди, например.
Как вы оцениваете роль регулятора в продвижении электронной страховки?
- Мы видим усилия Нацбанка по стабилизации ситуации в страховом сегменте. У регулятора есть задачи по развитию рынка, и мы уверены, что предложенные Нацбанком меры обеспечат повышение финустойчивости страховщиков, позволят им снизить издержки, при этом создав прозрачный рынок. Воспримет ли рынок всё это как ужесточение регулирования? Я считаю, компании, которые действительно заинтересованы работать на рынке, всё воспримут правильно.
Конечно, Нацбанк не всесилен. К сожалению, регулятор не может внедрить разом всё, что хотелось бы рынку. Как системе сдержек и противовесов, Нацбанку сейчас тоже непросто. Но диалог у нас есть, он позитивный. Надеемся, в ближайшее время мы придем к общему знаменателю. Ведь, учитывая мировые тенденции, настало время постепенно вводить онлайн-страхование в Казахстане. Не сразу, не резко, а постепенно. Первые шаги должны быть взвешенными и обдуманными, чтобы не получилось как с внедрением обязательного медстрахования.
Некоторые страховщики говорят, что у них уже работает онлайн-страхование.
- Постойте, давайте сначала определимся с терминологией, она в этом вопросе очень важна. Итак, многие страховые компании называют «онлайн-страховкой» те договоры, по которым клиент отправил заявку на полис по интернету, а после сам распечатанный полис привез на руки сотрудник компании. Считать ли это онлайн-продажей? Большой вопрос, многие так не считают. Я полагаю, что настоящее онлайн-страхование – это когда клиент сам составил заявку на сайте, заполнил форму и получил страховой полис с электронной подписью себе на почтовый ящик. Такое страхование еще не доступно в Казахстане.
Тариф «Справедливый»
Есть ли у «Евразии» планы наращивать портфель ОГПО ВТС и дальше? Например, какие планы вы ставите на этот год?
- Не хотим казаться слишком самоуверенными, но мы в планах ставим трехкратный рост числа выписанных полисов по ОГПО ВТС по итогам 2018. Мы намерены агрессивно наращивать свою долю на рынке по этому виду страхования. Для этого у нас есть большая филиальная сеть как в Алматы и Астане, так и по всему Казахстану. Если набранные в 2017 темпы продаж сохранятся, то по итогам нынешнего года мы увидим феноменальные показатели. Это касается и страховых выплат. Статистические данные по нашей компании в этой части показывают, что автовладельцы продолжают ответственно относиться к покупке полиса обязательного автострахования.
Водители бывают разные: кто-то любит прокатиться с ветерком, кто-то водит аккуратно. Как вы считаете, должен ли полис стоить для них по-разному?
- Очевидно, что для агрессивных водителей, которые были несколько раз пойманы нетрезвыми за рулем, стоимость страховки может и должна вырасти. Но для аккуратных и дисциплинированных водителей, я уверен, цены должны быть ниже. То есть тариф должен быть менее солидарным и более персонифицированным. Например, пожилые люди, как правило, ездят аккуратно, пьяными за руль не садятся – вот они и должны получать снижение тарифа.
В целом сложно ли сегодня получить страховую выплату у страховщиков?
- Получить страховую выплату несложно, для этого достаточно знать свои права и выполнять свои обязанности, прописанные в условиях договора со страховой компанией. Конечно, необходимо соблюдать ряд бюрократических формальностей. Без этого ни одна страховая компания денег не заплатит, ни одна! Например, чтобы получить выплату, застрахованному лицу придется явиться в отдел выплат, дождаться своей очереди, написать заявление, предъявить справки и различные документы. Самостоятельно разобраться во всех этих нюансах нелегко, но каждый, кто попал, попадал или, не дай бог, попадет в ДТП, столкнётся с этим, хочет он этого или нет.
Шакир, ваши планы на 2018 по обязательной "автогражданке" впечатляющие. А каковы прогнозы в целом по рынку?
- Ситуация на страховом рынке по ОГПО ВТС развивается динамично и имеет потенциал для дальнейшего роста. Но каких-то высоких темпов роста от рынка в 2018 ожидать не стоит. Институт страхования, как мы говорим, построен на длинных периодах. Потому показатели из года в год будут расти, но не стремительно.
Как «Евразия» завоёвывает рынок автогражданки Казахстана - Forbes.kz, 17.01.2018
Как «Евразия» завоёвывает рынок автогражданки Казахстана - Страхование Сегодня
www.insur-info.ru, 17.01.2018