Количество объектов страхования незначительно выросло, на 2,4%, к итогам 2015 года и сократилось в 12 раз к результатам 2012 года. Учитывая, что в среднем 95% застрахованных объектов — это имущество юридических лиц, сжатие свидетельствует о сокращении страхования в корпоративном секторе, тем самым рост страхового рынка происходил за счет увеличения суммы премий на один договор.
Сняв пенку с девальвации-2015, страховые организации вернулись к привычной величине дохода, в абсолютном выражении она составила 300,4 млрд тенге против 430,2 млрд тенге годом ранее. Заработать на переоценке валюты инвесторы не смогли: открытая валютная позиция принесла им разочарование и убыток в 5,2 млрд тенге.Также следует отметить стремление страхового рынка к экономии средств. Чистые расходы компаний выросли лишь на 10,7%, с 68,7 до 76 млрд тенге. Этому хорошо поспособствовали рост расходов по страховым выплатам с 29 до 34% и наращивание административных расходов с 23% до 29,4%, в составе которых 21,4% — доля фонда оплаты труда.
В итоге прибыль до налогообложения сократилась в 2,3 раза, со 194,8 до 82,9 млрд тенге, но все равно была выше итогов 2015 года в размере 35,3 млрд тенге. Чистая прибыль страхового сектора, соответственно, также оказалась ниже — 68,4 млрд тенге.
Крупнейшими и самыми стабильными видами по доле взносов в сегменте общего страхования на протяжении последних лет остаются добровольное страхование имущества (20,8%, или 74,2 млрд тенге), обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС) — 13,3%, или 47,5 млрд тенге, страхование гражданско-правовой ответственности (13,1%, или 46,6 млрд тенге). Они показали хороший рост премий и в 2016 году.
Вместе с тем практически ежегодно зажигаются, но быстро гаснут новые «звезды» прироста страховых взносов, связанные с конъюнктурными соображениями отдельных игроков. В 2016 году «мегазвездой» стало страхование от прочих финансовых убытков. С небольшой рыночной долей в совокупных премиях, всего 5%, «финансовые убытки» выросли на 58%, с 11,4 до 18 млрд тенге. Интересно, что рост был обусловлен существенным увеличением сборов двумя корпоративными страховщиками: «Халык — Казахинстрах» (в 3,9 раза) и СК «Казахмыс» (в 3 раза). Если бы не вклад этих компаний, страхование от финансовых убытков топталось бы на месте.
Другим динамичным сегментом добровольного страхования стало страхование грузов, притом что его доля в общем объеме премий незначительна — 2,4%. Здесь премии выросли на 50%, до 8,6 млрд тенге. Драйвером выступил корпоративный страховщик «Казахмыс», нарастивший премии на 94,2% и занявший 37,4% рынка страхования грузов. В тройку лидеров по сбору премий также вошли Kompetenz с долей в 23,7% (2 млрд тенге) и «Коммеск-Омiр» с долей премий 6,1% (0,5 млрд тенге).
На фоне роста премий значительно (на 52,8%, до 245,9 млрд тенге) снизились выплаты, а также прямая убыточность (с 9,3 до 3,6%). Зато зарубежным перестраховщикам было передано 85,7% премий (в 2015 году — 78,3%), что говорит о том, что компании, осуществляющие страхование грузов, имеют большую долю фронтинга, т.е. зарабатывают на посредничестве.
Говоря о страховых премиях, нельзя пройти мимо моторного страхования, которое есть в портфеле каждого универсального страховщика. Премии по ГПО ВТС выросли на 23%, до 47,5 млрд тенге, по автоКАСКО — на 2,5%, до 16,9 млрд тенге. Оба вида моторного страхования преподнесли в 2016 году сюрпризы.
Так, рост обязательного страхования автовладельцев во многом был обусловлен не столько увеличением количества автопарка, не только ростом стоимости полиса, обеспеченным ежегодным увеличением ставки МРП, а щедрой нишей — приграничным страхованием. С января 2016 года тарифы для въезжающих выросли в 7 раз и сделали приграничку клондайком для страховщиков.
Учитывая, что приграничные полисы обязательные и что иностранные водители в случаях ДТП предпочитают решать вопросы самостоятельно, без привлечения страховой компании (много бумажной волокиты), прямая убыточность пригранички не превышает 5%, что существенно привлекает страховые компании.
Что касается выплат по ГПО ВТС, то они существенно, на 25%, возросли, составив 22,7 млрд тенге, фактически догнав динамику премий. Прямая убыточность класса возросла до 48% в среднем по рынку. ОС ГПО ВТС остается наиболее концентрированным и конкурентным. Десять крупнейших компаний в совокупности собирают 72% премий.
Слабое автоКАСКО связано с падением спроса со стороны физических лиц — в основном заемщиков банков, не случайно его называют продуктом банкострахования. Лидер — «Kaspi Страхование» — обладает монопортфелем по этому классу (90,9%, или 5,8 млрд тенге) и занимает 34,2% рынка автоКАСКО. Динамика премий за 2016 год у компании была незначительной.
Выплаты по автоКАСКО в 2016 году увеличились на 19%, достигнув 6,8 млрд тенге. Средний размер страховых выплат по договорам автоКАСКО вырос на 22%, до 437 тыс. тенге. На начало нынешнего года ситуация в классе складывается не лучшим образом. Премии увеличились всего на 2,5%, зато выплаты — на 19%, и, как следствие, убыточность выросла с 34 до 39%.
Финансовые коэффициенты, характеризующие финансовое здоровье компаний, указывают на появляющиеся проблемы.
Уровень выплат, характеризующий способность страховой компании осуществлять выплаты собственными средствами, в среднем по рынку вырос до 46%, хотя за первое полугодие составлял 30%. Статистика говорит о том, что страховщики стали больше оплачивать обязательств собственными средствами.
Эффективность перестрахования в среднем по рынку составляет 17,7% — и это достаточно низкий результат, так как при уровне выплат в 46% эффективность перестрахования в 2,5 раза ниже. Это говорит о том, что компании неэффективны в части селекции и оценки рисков.
Поддержать бизнес страховых компаний могут три вещи. Первое — снижение издержек. Если рост убыточности в отдельных классах страхования, прежде всего в страховании ГПО ВТС и автоКАСКО, продолжится, игрокам придется и дальше «резать косты». Вполне возможно, что этот путь пройдут не все компании: у некоторых издержки будут расти быстрее прибыли.
Еще один враг страховщиков — избыточная капитализация, значительно превышающая возможности локального рынка страхования. Она задает акционерам правильный вопрос: надо ли вкладываться в развитие бизнеса при отсутствии потенциальной и значимой по объему страховой емкости?
Второй путь — увеличение страховой емкости через введение новых обязательных видов страхования. Этот вариант — самый лучший для рынка, но и самый маловероятный. Правительство уже использовало шанс расширить круг страхователей, внедрив обязательное медицинское страхование, и новые обязательные виды для частного бизнеса, скорее всего, не поддержит.
Третий путь — M&A. С большей долей вероятности можно утверждать, что страховой рынок в ближайшие год-два начнет укрупняться. Началом послужит слияние «Казкоммерц-Полиса» и «Халык-Казахинстраха» при условии объединения самих банков. Сыграют роль и усилия Национального банка по сокращению числа игроков финансового сектора. Небольшой экономике Казахстана вряд ли требуется такое количество банков и страховых организаций, считает регулятор. С марта этого года Национальный банк повысил требование к капиталу новых компаний, которые хотят зайти на рынок, с базовых 1–1,5 млрд тенге до 3,4 млрд тенге.
Дополнительно к 2018 году пройдет очередная индексация капитала страховых компаний, что, возможно, создаст у небольших компаний проблемы с достаточностью маржи платежеспособности. У акционеров таких компаний возникнет дилемма: как жить дальше? Варианта два: докапитализация либо заработки. Конкурировать с крупнейшими игроками на текущих объемах рынка мелкие компании вряд ли смогут. Как показывает практика, казахстанские собственники компаний не очень любят делиться бизнесом, а значит, придется продавать.
Но кто может стать покупателем? Здесь интересно заявление руководства казахстанского Банка ВТБ о создании «страхового продукта, который будет продаваться через отделения банка». В частности, речь шла о медицинском страховании. Учитывая новую стратегию банка и ставку на универсальность — акцент на кредитование крупного бизнеса, регионального и среднего, а также розничного бизнеса и физлиц, — дочерняя структура Банка ВТБ предложит клиентам полную линейку классического банкострахования.
При этом ВТБ будет выбирать между покупкой местной страховой компании, где есть риск нарваться на «скелеты в шкафу», связанные с неурегулированными убытками, и между открытием компании с нуля, переплатив за нее несколько миллиардов тенге.
Резюмируя: возможности для развития страхового бизнеса все еще сохраняются, но пользоваться ими могут лишь крупные и средние компании. Рынок ждет концентрация игроков, исход мелких — нишевых и рыночных компаний. Плохая новость для конкуренции и потребителей, хорошая — для регулятора и акционеров крупных компаний.
Татьяна БатищеваПроизошел страховой случай и Вы не знаете что делать? Не беспокойтесь, если у Вас страховой полис СК «Евразия». Для начала вызовите дорожную полицию (по номеру – 102) и аварийного комиссара 5678 (бесплатно с мобильного). Для получения онлайн-консультации по страховым случаям напишите нам по электронной почте: ServiceCenter@theeurasia.kz. Сообщите обстоятельства произошедшего события, ваш вопрос и свои контактные данные (ФИО, телефон и email), и наш специалист обязательно свяжется с Вами.