Хотите у нас работать?

Новости

Оплатит ли ОСМС при скудном бюджете все «пожелания» пациентов?

19.01.2017

В конце января Министерство здравоохранения и социального развития РК запланировало проведение общественных слушаний по теме запуска в Казахстане обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). На сайте ведомства указано, что к обсуждению приглашены независимые эксперты, представители парламентских и непарламентских политических партий, неправительственных организаций, НПП«Атамекен».

В концепции изменений, в частности, предлагается пересмотреть размеры взносов и отчислений в Фонд обязательного социального медицинского страхования (ФСМС), в том числе от работодателей и государства. Это с учетом сложившейся макроэкономической ситуации в стране необходимо для снижения финансовой нагрузки на работодателей и бюджет — так указывается в документе.

Еще один интересный пункт концепции касается резерва, который ФСМС обязан формировать для покрытия непредвиденных расходов. Однако законодательство не предусматривает порядок использования этого резерва. В концепции это названо пробелом в законодательстве. Предлагается ввести «компетенции правительства», которые позволят ему определять порядок использования резерва фонда на непредвиденные расходы.

Финансирование определяет сервис

«В первые годы казахстанскую систему ОСМС нельзя будет рассматривать как финансово устойчивую, так как она будет не сбалансирована, нет четкого разделения платной и бесплатной медицинской помощи, у населения будет много вопросов. ОСМС столкнется со многими рисками — снижением экономической активности в стране, сокрытием доходов и заработных плат, перепотреблением медицинских услуг и другими. Необходимо разработать комплексные меры урегулирования этих вопросов», — комментирует Шакир Иминов, исполнительный директор АО «СК «Евразия».

По его мнению, прежде всего необходимо упорядочить существующую систему — четко зафиксировать, кому и какие медицинские услуги оказываются и сколько на это тратится средств. «Необходимо понимать, что пациент нуждается не в выборе врача, а в том, чтобы как можно быстрее попасть туда, где ему окажут необходимую помощь», — говорит спикер. Необходимы принципиально новые подходы к страхованию граждан, деятельности субъектов и участников системы ОСМС. И главное, отмечает собеседник, — механизм финансирования учреждений здравоохранения.

«Пациенты будут жаловаться на систему здравоохранения всегда: им нужен сервис. Однако базовая программа ОСМС ввиду скудности бюджета вряд ли сможет оплатить все „пожелания“. Чтобы был необходимый сервис на высоком уровне, в него надо инвестировать отдельно», — говорит Шакир Иминов.

Однако, по его словам, если государство не может обеспечить достаточно высокого уровня расходов на здравоохранение, маловероятно, что ОСМС даст значительные выгоды по сравнению с существующей системой финансирования. «Другими словами, ОСМС следует рассматривать только как дополнительную, но не как основную форму финансирования здравоохранения. Но это только в первые два-три года», — считает представитель СК «Евразия».

«Финансирование из средств обязательного медицинского страхования предполагает очень большие суммы, если, конечно, будет соблюден целевой характер отчислений исключительно на нужды здравоохранения. Сейчас расходы на здравоохранение составляют порядка 3,5% от ВВП, поэтому необходимо дополнительное финансирование здравоохранения», — говорит Владимир Акентьев, первый заместитель председателя правления страховой компании«Коммеск-Өмір», отвечая на вопрос об изменении системы финансирования здравоохранения с введением системы ОСМС.

Модернизация по страховому принципу

«Ситуация в здравоохранении Казахстана значительно улучшилась бы, если бы модель финансирования отрасли была модернизирована по страховому принципу. В этом случае, не возникали бы ситуации, когда услуги государственных медицинских учреждений оплачиваются в недостаточном размере, как это нередко происходит сейчас», — продолжает Шакир Иминов.

Он поддерживает идею включения частных клиник в систему ОСМС: в этом случае государственные и частные клиники будут конкурировать между собой за пациента, и это может привести к повышению качества оказываемых услуг. «Например, добровольное медицинское страхование (ДМС) позволит полностью или частично покрывать расходы застрахованного лица на медицинское обслуживание, не предусматриваемые системой ОСМС. Полис ДМС дает возможность физическим лицам или сотрудникам крупных компаний обследоваться в выбранных ими клиниках и на условиях (сервисные услуги, отсутствие листов ожидания, услуги, не входящие в ОСМС — стоматология и др.) за счет страховой компании. Оформляя ДМС, гражданин сам выбирает объем услуг, включенных в полис добровольного страхования», — поясняет Шакир Иминов.

И риски, и плюсы

Один из существенных вопросов введения в Казахстане ОСМС — включение в эту систему самозанятого населения: с этим вопросом связано много рисков.

«Дело в том, что численность самозанятого населения по статистике 2015 года составляет порядка 2,4 млн, или 28 % от трудоспособного населения. Среди самозанятых лиц налоги платят единицы, но при необходимости обращаются за медицинскими услугами и получают их бесплатно, наравне с другими категориями граждан. Благодаря взносам самозанятого населения на обязательное медицинское страхование здравоохранение получит дополнительное финансирование», — объясняет необходимость участия самозанятых граждан в системе ОСМС Владимир Акентьев.

Спикеры видят в системе ОСМС в Казахстане не только риски, но и плюсы. Шакир Иминов считает, что с ее запуском и с развитием страховой культуры прозрачность налогообложения и распределения благ в здравоохранении будет значительно повышена, что сделает участников более требовательными к системе. «Таким образом, неформальные платежи, так называемые „благодарности“ врачам, расходы на медицинскую помощь из собственного кармана станут неактуальными», — говорит он.

Кроме того, по словам эксперта, внедрение медицинского страхования обеспечит механизм отслеживания эффективности и соответствия расходов полученным результатам, прозрачности потоков финансовых средств в секторе здравоохранения, гарантии прав пациентов как потребителей поставляемых медицинских услуг, а также обеспечит привлечение дополнительных финансовых средств в здравоохранение.

Владимир Акентьев отмечает, что ОСМС даст дополнительную возможность оснастить медучреждения современным медицинским дорогостоящим оборудованием. «Появится возможность обеспечить пациентам своевременную диагностику, высокотехнологичное качественное лечение в Казахстане, а не за границей, а также повысить качество медицинских услуг, а медработникам обеспечить достойную оплату их труда», — считает представитель«Коммеск-Өмір».

История вопроса

Напомним: в 2014 году в ежегодном послании президента народу Казахстана было отмечено, что главный принцип всей системы медицинского обслуживания — это солидарная ответственность государства, работодателя и работника за его здоровье. Поэтому необходимо изучить вопрос введения обязательного медицинского страхования в Казахстане. В 2015 году появился закон «Об обязательном медицинском страховании».

Ожидалось, что с 1 января этого года работодатели начнут делать отчисления в Фонд обязательного социального медицинского страхования, а с 1 июля этого года начнется финансирование из этого фонда. Но в декабре прошлого года глава государства одобрил законодательные поправки, согласно которым работодатели начнут делать взносы с 1 июля этого года, а с 1 января 2018 года казахстанцы должны начать получать медицинскую помощь в системе ОСМС.


"Оплатит ли ОСМС при скудном бюджете все «пожелания» пациентов?" - Kapital.kz, 19.01.2016



Æ
Страховой случай?

Произошел страховой случай и Вы не знаете что делать? Не беспокойтесь, если у Вас страховой полис СК «Евразия». Для начала вызовите дорожную полицию (по номеру – 102) и аварийного комиссара 5678 (бесплатно с мобильного). Для получения онлайн-консультации по страховым случаям напишите нам по электронной почте: ServiceCenter@theeurasia.kz. Сообщите обстоятельства произошедшего события, ваш вопрос и свои контактные данные (ФИО, телефон и email), и наш специалист обязательно свяжется с Вами.

Для этого необходимо:
Î
Заказать звонок
Ваша заявка успешно отправлена!