Хотите у нас работать?

Новости

Почему казахстанцы не хотят страховать имущество

14.11.2016

Добровольное страхование имущества в Казахстане сократилось в девять раз с начала 2016 года. Представители компаний в беседе с LS объяснили, с чем это связано.

Финансовый директор страховой компании "Салем" Азамат Керимбаев отмечает, за девять месяцев число сделок в данном секторе составило 103 тыс. За аналогичный период прошлого года было заключено 948 тыс. договоров. (снижение в 9 раз). При этом спрос на страхование имущества со стороны физических лиц упал в 10 раз.

"Розничное добровольное страхование сильно зависит от банковской сферы, и укрепление доллара в 2015 году оказало негативное воздействие на весь сектор. Сократилось количество выдаваемых кредитов казахстанцам (ипотека, потребительские кредиты, автокредитование)", - уточнил Керимбаев.

По данным страховой компании "Салем", ежедневно по стране происходит в среднем 40 пожаров, а в Алматы - два. Почти 70% объектов, где возникает возгорание, относятся к жилому сектору. С начала 2016 года при ЧП погибло более 200 человек. В компании добавили, что ежегодно пожары наносят материальный ущерб в среднем по 4 млрд тенге.

"Несмотря на печальную статистику, население не спешит страховать недвижимость. Сегодня лишь 1,7% объектов жилого массива застраховано. Всего в стране насчитывается более 5,2 млн квартир и индивидуальных жилых домов", - считает финансовый директор.

Керимбаев напомнил про крупные происшествия в Алматы, например, пожар в ТД "Адем" в 2015 году. Он обращает внимание, что всплеска продаж страховых полисов по имуществу не наблюдалось.

"Казахстанцы не заключали договоры, ссылаясь на дороговизну страхования. Из 800 домов, которые пострадали в результате селя в Алматы, было застраховано только 10 домов. После пожара в ТД "Адем" представители торговых рынков активизировались в вопросах страхования торговых площадей. У предпринимателей возникла другая проблема: значительная часть торгового оборота является не официальной, то есть не подтверждены права собственности на товар. Соответственно, мы не могли принимать на страхование объекты, на которых не установлены права собственности", - пояснил финдиректор.

Однако он добавил, за девять месяцев 2016 года страховые компании собрали премии 65,5 млрд тенге, что на 32% больше сборов за аналогичный период 2015 года. Рост также связан с изменением курса.

"Страховые выплаты зависят от стоимости запасных частей, строительных материалов, которые в значительной степени являются импортными, то есть стоимость урегулирования страховых случаев возросла. Это является причиной роста премий по добровольному страхованию", - пояснил собеседник LS.

По его данным, в 2015 году средний размер премии в "Салем" составил 80 тыс. тенге. В 2016 году этот показатель вырос уже до 1,5 млн тенге.

Председатель правления компании "Коммеск-Өмір" Олег Ханин также отмечает, что у казахстанцев нет спроса на добровольное страхование имущества.

По итогам 9 месяцев 2016 года объем страховых премий "Коммеск-Өмір" по добровольному страхованию имущества, в основном за счет корпоративного сектора, превысил 509,8 млн тенге. Снижение по отношению к аналогичному периоду прошлого года составило 30,3%.

"Несмотря на массу рисков, большинство как физических лиц, так и предпринимателей ограничивается только страхованием, которое обязательно в силу закона или является необходимым условием для осуществления предпринимательской деятельности. В основном в страховые компании обращаются владельцы крупных торговых сетей, собственники складов и товарно-материальных ценностей, чего нельзя сказать о предпринимателях, торгующих на рынках и барахолках. Как правило, интерес к страхованию, причем кратковременный, у людей возникает после очередного пожара или другого происшествия, когда были понесены немалые убытки, пострадавшее имущество и оборудование надо восстанавливать, что влечет за собой крупные затраты. Однако большого потока клиентов этого сегмента как не было, так и нет", - добавил Ханин.

Между тем заместитель председателя правления компании Amanat Анна Некрюкова поясняет, что страхование добровольного имущества развивается в основном за счет развития корпоративного сектора. Юридические лица страхуют в обязательном порядке все залоговое имущество. Также казахстанцы стараются обезопасить товары на складе и сам склад. Среди корпоративного сектора все чаще возникает потребность в страховании ресторанного бизнеса.

"У физических лиц преобладает страхование имущества в рамках кредитных требований. Свободное от залога имущество клиенты страхуют крайне редко и обычно это связано с каким-либо природным событием или крупным пожаром. Например, после возгорания в "Адеме" наблюдалась определенная активность по страхованию товара на складе. Возросло количество запросов по подобным торговом площадям и по рынкам", - добавила Некрюкова.

В компании средний размер премии по страхованию имущества для физлиц составляет 19 тыс. тенге.

Исполнительный директор СК "Евразия" Шакир Иминов, напротив, считает, что у казахстанцев наблюдается интерес к добровольному страхованию имущества.

"Страхование имущества занимает наибольшую часть портфеля компании. С начала года было собрано 27,1 млрд тенге, что больше аналогичного периода на 51%. Средний размер премий превышает 15 тыс. тенге. К большому сожалению, предприниматели, которые не заключают такого рода договоры, нередко терпят колоссальные убытки", - привел данные Иминов.

Тем не менее он отмечает, что добровольное страхование имущества в Казахстане в целом распространено достаточно слабо -  страховые полисы имеют около 5-8% граждан.

"Для граждан нашей страны страхование своего имущества является некой роскошью. Они не готовы тратить деньги, чтобы защитить свою финансовую стабильность. На Западе давно сложился институт страхования, и у граждан не возникает вопрос "зачем это нужно". Последние события в Алматы, связанные с пожарами, вновь всколыхнули интерес к организации страхования жилых строений и иного имущества физических лиц. В итоге данные о реальных продажах страховок говорят о том, что драйвером этого рынка выступает обязательное автострахование", - подчеркнул собеседник LS.

Профучастники рынка также высказали мнение о внедрении обязательного страхования имущества. Ранее данный законопроект был направлен в мажилис, где предложение о обязательном продукте заморозили.

Управляющий директор "Салем" Чингис Амиржанов отмечает заинтересованность компаний в данном виде услуг.  

"Чем быстрее мы возложим различные риски на плечи страховщиков, тем раньше наступит уверенность в том, что получим возмещение возникшего ущерба, и не надо будет просить помощи со стороны. С другой стороны, необходимо учитывать готовность населения к дополнительным затратам", - объяснил он.

Между тем, по мнению Олега Ханина, большинство казахстанцев воспримут еще один обязательный вид услуг как дополнительную финансовую нагрузку на личный бюджет. Особенно в непростое для экономики время.

"Однако именно в такое время надо позаботиться о сохранности своего имущества, так как лишних средств на покупку нового жилья или на восстановление поврежденного имущества у многих людей просто нет. Пока варианты законопроекта только рассматриваются, не совсем ясно, будут ли страховщики включены в процесс обязательного страхования недвижимости", - добавил он.

О необходимости в возобновлении обсуждения данного вопроса говорит и Анна Некрюкова.

"Конечно, еще непонятны условия страхования по данному предполагаемому обязательному виду, но очень хотелось бы видеть в этом проекте страховые компании, как наиболее активных участников. Хотя в последний раз при обсуждении данного проекта, года три назад, предполагалось, что будет создаваться государственный фонд, который будет страховщиком, а страховые компании будут выступать агентами. В любом случае мы только за, чтобы данный процесс поскорее бы возобновился и заработал", - напомнила она.

В то же время Шакир Иминов обращает внимание на тот факт, что пики активности законодательных инициатив и поручений по разработке таких проектов были после крупных пожаров и наводнений. Но, по его мнению, обязательное страхование жилья в Казахстане применить будет непросто, однако возможно.

"Мировой опыт показывает, что введение обязательной формы действительно служит толчком к развитию массового страхования. Но проблема в том, что, если запустить этот механизм до того, как будут проработаны необходимые детали, система не даст того эффекта, на который рассчитывают – компенсации имущественных потерь граждан при наступлении страховых событий. Это большая работа, к которой нужно готовиться и делать ее поэтапно. Также очень много нюансов связано и с платежеспособностью населения. Чтобы вовлекать этих людей в полноценное страхование, потребуются дополнительные механизмы, возможно, какое-то субсидирование государством части взноса или взноса полностью для таких категорий. А это уже затрагивает и бюджетную часть - нужно будет формировать отдельную расходную статью бюджета. Если эти вопросы не решить, закон окажется неработающим", - резюмировал он.


"Почему казахстанцы не хотят страховать имущество" - LS, 14.11.2016



Æ
Страховой случай?

Произошел страховой случай и Вы не знаете что делать? Не беспокойтесь, если у Вас страховой полис СК «Евразия». Для начала вызовите дорожную полицию (по номеру – 102) и аварийного комиссара 5678 (бесплатно с мобильного). Для получения онлайн-консультации по страховым случаям напишите нам по электронной почте: ServiceCenter@theeurasia.kz. Сообщите обстоятельства произошедшего события, ваш вопрос и свои контактные данные (ФИО, телефон и email), и наш специалист обязательно свяжется с Вами.

Для этого необходимо:
Î
Заказать звонок
Ваша заявка успешно отправлена!