Хотите у нас работать?

Новости

Почему принцип некоторых страховщиков РК: «авось пронесёт»?

05.10.2016

Откуда у страховщиков доходы

Назым Леонидович, в прошлом году страховой рынок прогнозировал падение продаж в 2016, поскольку многие виды страхования не являются первоочередной необходимостью как для физлиц, так и для компаний. Оправдались ли эти опасения?

- Продажи страховщиков не уменьшились. Более того, по итогам первого полугодия 2016 казахстанский страховой рынок вырос по сравнению с аналогичным периодом 2015 более чем на 33%. Динамика роста страховых выплат тоже, в общем-то, сохранилась - прирост составил чуть более 24%. Растут налоговые поступления казахстанских страховщиков – по сравнению с 2015 только корпоративного подоходного налога мы заплатили на 122,3% больше.

Но благостность картины несколько меркнет, если попытаться понять, откуда возникли соответствующие доходы страховщиков. Главным образом, они сформировались из реализованных девальвационных ожиданий 2015, когда была резко увеличена доля инвестиций в валютные инструменты. Положительная переоценка и дала такой искусственный рост доходов казахстанских страховщиков, с которых они заплатили вполне реальные налоги.

Можно было бы еще более сгустить краски и упомянуть девальвацию тенге в качестве фактора, увеличившего расходы страхового бизнеса в связи с увеличением стоимости материалов и запасных частей, но, по нашему мнению, этот эффект, опять–таки, был существенно сглажен за счет своевременных валютных инвестиций страховщиков. В целом можно сказать, что страховой рынок пережил турбулентный период достойно и в новой реальности чувствует себя вполне уверенно.

Пришлось ли страховым компаниям в 2016 повышать стоимость страховых полисов?

- Во второй половине 2015 и в начале 2016 некоторые наши коллеги говорили, что только повышение тарифов по обязательному страхованию спасет этот сегмент рынка, поскольку на фоне девальвации он станет убыточным. Надо отдать должное правительству и Национальному банку, которые не поддержали эти дискуссии и тем самым успокоили потребителей. Казахстанский страховой рынок отличается крайне высоким уровнем конкуренции, и даже в сегменте добровольного страхования существенного повышения ставок не наблюдается.

«Мягкий» цикл страхования

Страховые компании Казахстана периодически делают выплаты по страховым случаям за рубежом. Насколько обременительно стало делать выплаты в валюте после девальвации 2015 года?

- Я бы не сказал, что страховые компании Казахстана это делают часто. По большому счету, такие выплаты часто делает только «Евразия», поскольку ее доля рынка входящего перестрахования из-за рубежа составляет более 95%. Мы на этом рынке работаем давно и понимаем, как работает система управления рисками - в том числе и валютными.

Упрощенно говоря, валютная структура инвестиционного портфеля должна соответствовать структуре обязательств. Именно поэтому наши валютные инвестиции не являются спекулятивными, а следуют требованиям бизнеса. Разумеется, в тенговом выражении страховые выплаты и резервы убытков по валютным договорам перестрахования у нас значительно выросли. Но мы платим по счетам точно и в срок, что позволяет получать страховые премии из-за рубежа также в валюте. Поэтому девальвация 2015 года никак не повлияла на бизнес «Евразии» в части входящего перестрахования.

Как вы считаете, будет ли в ближайшем будущем сокращаться количество игроков на страховом рынке РК, ждать ли слияний и поглощений?

- Недавние слияния СК «Казкоммерц-Полис» и «БТА Страхование» были обоснованы административными факторами, нежели бизнес-решениями. Поэтому изменения ландшафта страхового рынка Казахстана будут вызваны скорее уходом некоторых страховщиков в небытие, чем их покупкой другими игроками.

Что на этом фоне происходит на международном страховом рынке?

- Сегодняшнее состояние международного перестраховочного рынка характеризуется так называемым «мягким» циклом – ставки на страхование падают с одновременным снижением франшиз. В отличие от Казахстана, причины этого явления не в демпинге и конкуренции, а в избыточной финансовой емкости.

Таким образом, на международном страховом рынке можно торговаться, не рискуя качеством покрытия, тогда как многие казахстанские страховщики снижают стоимость страхования в надежде остаться на рынке и, используя только один инструмент управления рисками – «авось пронесет». В целом, такое положение дел позволяет купить качественное международное перестрахование с рейтингом «А» по цене не слишком превышающей, скажем, российскую емкость. «Евразия», например, как международный продавец покрытия, а не его покупатель, вынуждена конкурировать с глобальными игроками. И надо сказать, у нас это получается. «Big boys» достаточно бюрократичны. Оплата убытка требует множества согласований и бумажной рутины. Мы работаем иначе – платим в день получения необходимой документации по убытку.

Вы говорите про «авось пронесет». А как же рейтинговые агентства? Для чего они тогда нужны?

- Для того чтобы в случае отказа в оплате убытка было, на кого попенять (смеется. - F). Если серьезно, то рейтинговые агентства помогают страховщику или клиенту понять, насколько вероятен дефолт его партнера с точки зрения финансовой состоятельности. Нужно понимать, что это мнение рейтингового агентства, основанное на представленных ему финансовых показателях.

Например, рейтинговое агентство не оценивает такие тонкие факторы как лояльность к партнеру, готовность платить убыток и т. д. Поэтому сегодня модели риск-менеджмента по всему миру подвергаются тонкой настройке - если раньше рейтинг решал все, то теперь учитывается масса других факторов.

При чём здесь ВТО?

Назым Леонидович, какие новые виды страхования нам ждать на рынке Казахстана в ближайшие годы?

- Никаких. То, что сегодня называется обязательным медицинским страхованием или обсуждается как обязательное страхование недвижимого имущества, страхованием не является. Ни то, ни другое не предусматривает участия страховщиков в, собственно, страховой части предлагаемой системы. В добровольных видах страхования также не будет предложено ничего нового.

Скорее всего, страховщики продолжат работать над повышением качества сервиса и предложением клиентам сопутствующих страхованию услуг – дорожного ассистанса, юридической помощи и т.п. Возможно, мы увидим увеличение влияния новых каналов продаж – например, онлайн-страхования.

Кстати, об этом. В конце 2015 мы с вами говорили о том, что Нацбанк взялся навести порядок в этой области. Так каковы, на ваш взгляд, перспективы у онлайн-страхования?

- Элементы онлайн-страхования уже реализованы страховщиками, заказать полис через интернет можно уже сегодня. Однако в любом случае стороны должны подписать договор страхования на бумаге. В идеале электронный страховой полис должен быть полностью электронным.

Страховщики, конечно же, приветствуют появление нового канала продаж страховых продуктов. Предполагается, что он будет стимулировать их на снижение комиссионного вознаграждения агентов, которое сегодня может достигать 50% от страховой премии, что неоправданно высоко, учитывая, что весь «сервис» агента заканчивается с выпиской полиса. Но мы не думаем, что в ближайшем будущем влияние онлайн-страхования будет существенным - страховой рынок всегда отличался консервативностью, да и влияние агентского лобби достаточно сильно. Тем не менее, дорогу осилит идущий, и начало внедрения онлайн-страхования откладывать не следует.

Что, на ваш взгляд, ждет страховой рынок Казахстана в ближайшие годы?

- В связи со вступлением Казахстана в ВТО доступ к нашему рынку будет либерализован. И хотя сегодня мы не видим очереди из глобальных игроков, которые спят и видят, как бы подмять под себя казахстанский страховой рынок, в любом случае отечественные страховщики будут вынуждены адаптироваться к новым условиям. Во многом, конечно, в этом процессе тон будет задавать регулятор, потому что традиционно именно он является инициатором и проводником реформ на рынке. Поэтому сегодня Национальный банк обсуждает со страховщиками меры по изменению пруденциального регулирования страхового рынка, изменению условия работы страховых посредников, меры по дальнейшей капитализации страховщиков.


"Почему принцип некоторых страховщиков РК: «авось пронесёт»?" - Forbes.kz, 05.10.2016
"Почему принцип некоторых страховщиков РК: «авось пронесёт»?" - Insur-info.ru, 05.10.2016



Æ
Страховой случай?

Произошел страховой случай и Вы не знаете что делать? Не беспокойтесь, если у Вас страховой полис СК «Евразия». Для начала вызовите дорожную полицию (по номеру – 102) и аварийного комиссара 5678 (бесплатно с мобильного). Для получения онлайн-консультации по страховым случаям напишите нам по электронной почте: ServiceCenter@theeurasia.kz. Сообщите обстоятельства произошедшего события, ваш вопрос и свои контактные данные (ФИО, телефон и email), и наш специалист обязательно свяжется с Вами.

Для этого необходимо:
Î
Заказать звонок
Ваша заявка успешно отправлена!