"Почему природные катаклизмы не побуждают казахстанцев страховаться". Forbes.kz, 05.05.2016
Forbes.kz, 05.05.2016, 05.05.2016
Forbes.kz, 05.05.2016
Буйство природной стихии – будь то сель или затопление – казахстанцы переносят стоически. И упорно не желают страховать свое имущество.
Об этом мы поговорили с заместителем председателя правления страховой компании «Евразия» Назымом Тульчинским.
F: Назым, в 2015 наводнения, вызванные проливными дождями в индийском Ченнаи, привели к значительному ущербу. Страховщики отчитались о значительном размере оплаченных убытков. После этого можете ли вы назвать жителей Ченнаи и местных бизнесменов сознательными людьми, которые активно страхуют свои риски?
- Да, наводнение в индийском Ченнаи относится к наиболее заметным убыткам международного страхового рынка 2015 года. Только СК «Евразия», которая перестраховывала риски индийских страховщиков, осуществила страховые выплаты в размере 425 млн. тенге, а так же создала резерв в размере свыше 2 млрд тенге. По предварительным данным, убытки от наводнения составят более $2 млрд. Конечно же, не вся эта сумма будет заявлена страховщикам, но значительная ее часть будет покрыта страхованием. Наверное, в контексте страхования вместо «сознательности» стоит употреблять другое понятие, ведь в большинстве стран мира имущественное страхование является добровольным. Соответственно, вопрос о приобретении страховой защиты лежит в плоскости прагматичного отношения к управлению рисками. И в этом смысле можно утверждать, что и население, и бизнес в Индии находятся в гораздо более зрелом состоянии, чем в Казахстане. Там необходимость наличия страховой защиты осознана потребителем, а не навязана государством или, например, банками. Именно момент осознания необходимости услуги или продукта является залогом его успешного развития на рынке. Поэтому, перспективы обязательного страхования жилища в Казахстане оставляют желать лучшего.
F: От буйства водной стихии, к сожалению, не застрахованы и в Казахстане. Информация о наводнениях и подтоплениях регулярно поступает со всей республики, особенно весной и летом после таяния снегов и льдов. Вот и летом 2015 близ Алматы сошел сель. Пострадало имущество сотен казахстанцев. Скажите, многие и ли тогда были застрахованы и обратились в страховые компании за выплатами?
- Вы правы: пострадало имущество сотен казахстанцев, но страховые выплаты получили единицы. Это не потому, что коварные страховщики искали лазейки для того, чтобы не делать выплаты, а потому, что имущество алматинцев, живущих вдоль русел горных рек и у подножья гор, было просто не застраховано! Больше всего выплат страховщики осуществили по добровольному страхованию автомобильного транспорта, да и то, большинство из них приходится на автомобили, купленные в кредит. То есть, и в этих редких случаях страхование было вмененным. Тогда Евразия оплатила два убытка на общую сумму 1,8 млн тенге. Выплат по имуществу не было в принципе. Наше профессиональное участие тогда свелось к открытию «горячей линии», специалисты которой через два дня ее работы консультировали пострадавших по вопросам, не всегда связанным со страхованием и получением страховых выплат. Точнее, таких звонков было 99%.
F: Была ли эта ситуация тогда уроком для алматинцев и казахстанцев? Увеличилось ли после селя количество заявок на страхование жизни и имущества, особенно среди граждан, живущих в зоне потенциального риска затопления?
- Я уже говорил, что для Евразии сель 2015 года в смысле оплаченных убытков прошел незамеченным. Возможно, что другим компаниям повезло больше. Я говорю «повезло» без иронии – как показывает практика, быстрое и полное урегулирование таких резонансных страховых случаев резко увеличивает количество застрахованных объектов - начинает работать тот самый эффект «осознанности» приобретения полиса. Но применительно к Алматы я не могу сказать, что сель прошлого года сколько-нибудь серьезно повлиял на сборы премий по страхованию имущества. Мы зарегистрировали рост поступлений по страхованию дорогой недвижимости, расположенной в предгорьях. Но массовый сегмент среднего и недорого жилья, которое и пострадало от недавних паводков, по-прежнему не охвачен страхованием.
F: В минувшие выходные проливные дожди затопили Алматы и пригороды. Были ли зафиксированы страховые случаи здесь?
- Сегодня в работе департамента по урегулированию убытков находятся несколько заявлений. Но, к сожалению, это практически нулевой показатель в масштабах этого бедствия. Скорее всего, история с летним селем 2015 повторится - основное бремя выплаты компенсаций вновь ляжет на плечи государства, а, в конечном счете, на нас с вами – налогоплательщиков.
F: Можете ли вы назвать процент казахстанцев, регулярно страхующих себя и свое имущество?
- Надо понимать, что угроза подобных бедствий на территории Казахстана будет всегда. И даже те стихийные бедствия, которые раньше не были характерны для нашей территории, происходят все чаще. Увеличиваются масштабы весенних паводков, и вероятность их наступления на тех территориях, где их давно не было, тоже становится выше. Несомненно, такие резонансные события подстегивают интерес к страхованию, а добросовестные страховщики демонстрируют необходимость страхования. Но количество казахстанцев, для которых приобретение страхового полиса является привычной покупкой, крайне низко. К сожалению, полис по страхованию автомобиля клиенты приобретают гораздо реже, чем полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, без которого управление автомобилем запрещено. Поэтому, к сожалению, страховыми выплатами отечественный страховой рынок поддерживает экономики практически всех стран мира, кроме Казахстана.
F: Если сравнивать с развитыми странами, можно ли сказать, что казахстанцы всё сознательнее и ответственнее подходят к вопросу страхования?
- Необходимость страхования в Казахстане начинается обсуждаться, как правило, после масштабных природных катастроф. В развитых странах страхование не обсуждается - его просто покупают. В США более 80% граждан страхуют жилье, в Европе — 90%. Статистику по Казахстану я приводить не буду. Возможно, в нас еще сильны иждивенческие настроения - несомненно, оказывать помощь людям, попавшим в беду, необходимо, но когда эта помощь выделяется в больших объемах, наши граждане начинают считать, что государство поможет всегда. Большинство живет по принципу: вот приедет барин - барин нам поможет.
F: От каких стихийных бедствий сегодня могут застраховать себя казахстанцы?
- Казахстанцы пользуются преимущественно теми видами страхования, которые являются обязательными (например, ОГПО ВТС). Страхование недвижимого имущества на рынке страховых услуг не столь популярно. Причина, опять же, в том, что многие владельцы не до конца осознают ценность и необходимость страхования имущества, которым они владеют, считая это бесполезной тратой денег.
Казахстанцы могут купить полис по имущественным видам страхования - это страхование имущества или автокаско, где потом страховая выплата осуществляется в размере ущерба, причиненного застрахованному имуществу. Условия компенсации варьируются от вида страхования. В личном страховании размер выплаты определяется исходя из размера вреда, причиненного жизни и здоровью. Некоторые программы страхования предусматривают компенсацию заработка, недополученного в результате страхового случая. Медицинское страхование позволяет получить пострадавшим качественную и своевременную медицинскую помощь, как в государственных, так и в частных клиниках.