"На страховщиках отразилось сокращение кредитования БВУ РК и спроса на авто". Liter.kz, 07.02.2015
Liter.kz, 07.02.2015, 07.02.2015
Liter.kz, 07.02.2015
Впервые за пять лет страховой сектор Казахстана ушел в минус. Эксперты уверены, что для страхового рынка настало время конкуренции и ценовых войн. И никто из них не обещает страховщикам интенсивного роста.
По данным ренкингового агентства Ranking.kz, объем страховых премий в 2014 году сократился на 5 процентов, с 279 до 266 миллиардов тенге. На рынке страхования работают 34 компании, из них 11 закончили 2014 год в минусе. Лидер по годовому приросту объема страховых премий – АО СК «Евразия» (+ 6,2 миллиарда тенге). Это позволило увеличить долю компании на рынке с 9,8 процента в 2013 году до 12,5 процента. Общая сумма собранных компанией премий за 2014 год составила 33,4 миллиарда тенге.
Второе место у страховой компании «Казахмыс» (+ 5,9 миллиарда тенге за год). Доля ее на рынке выросла в 2,5 раза, с 1,4 процента в 2013 году до 3,7 процента в 2014-м. Портфель собранных компанией премий за год составил 9,9 миллиарда тенге. Еще шесть компаний увеличили сумму страховых премий на более чем 2 миллиарда тенге. Прирост премий 15 компаний не превысил 2 миллиардов тенге.
По темпам прироста доли на рынке лидирует СК «Нурполис» (с 0,2 процента до 0,8 процента), СК «Казахмыс» (с 1,4 процента до 3,7 процента) и СК «Альянс-Полис» (с 1 до 2 процентов).
В целом, по данным пресс-службы АО СК «Евразия», по итогам 2014 года на страховом рынке РК первенство в течение всего года удерживала СК «Евразия», занимая 16,9 процента рынка, СК «Халык-Казахинстрах» занимает вторую строку с 13,5 процента, на третьей позиции обосновалась СК «НОМАД Иншуранс» с долей 7,5 процента, четвертую позицию заняло «Kaspi Страхование» с 7,1 процента, а «Нефтяная страховая компания» завершает пятерку лидеров с 6,3 процента от совокупного объема премий.
С точки зрения экспертов страхового рынка 2015 год проходит под знаком борьбы за клиента. По словам председателя правления страховой компании (СК) «Лондон – Алматы» Ергали Бегимбаева, главное оружие против конкурентов – это предоставление качественных услуг. «Думаю, что конкуренция будет жесткая. Конечно, возможно, где-то можно застраховаться и подешевле. Но когда произойдет страховой случай, где гарантия, что будут выплачены по нему деньги? Или другой вопрос, сколько кругов ада придется в этом случае пройти. Мы же уже давно боремся за каждого клиента. Ведь многое зависит от сервиса и качества предоставляемых услуг», – отметил в комментариях «Литеру» Ергали Бегимбаев.
Так или иначе в страховании для клиента самым главным показателем привлекательности страховой компании являются страховые выплаты. За 2014 год СК «Евразия» выплатила своим клиентам 9,3 млрд тенге, или 16,8 процента от совокупного объема выплат, осуществленных казахстанскими страховыми компаниями по отрасли «общее страхование». Второе место облюбовала СК «Халык – Казахинстрах» с 7,9 млрд тенге страховых выплат, занимая 14,4 процента рынка. На третьем месте обосновалась СК «НОМАД Иншуранс» с 4,6 млрд тенге с долей 8,4 процента. На четвертой позиции – СК «Цесна-Гарант», их клиенты получили 4 млрд тенге, или 7,4 процента всех выплат на рынке. «Интертич» занимает пятую строчку лидеров с 3,4 млрд тенге страховых выплат, с 6,2 процента от совокупного объема выплат.
Дешевый полис – прижимистый страховщик
Страховщики понимают, что для повышения своих показателей им придется быть не просто активными, но изобретательными: улучшить сервис для клиентов, начать внедрение новых страховых продуктов, использовать преимущества современных информационных технологий.
Вместе с тем эксперты не исключают, что в процессе конкурентной борьбы некоторые из СК начнут демпинговать, лишь бы переманить на свою сторону потенциальных клиентов. Что, конечно же, может привести решившиеся на крайние меры компании на грань банкротства. В этой связи, считают сотрудники пресс-службы СК «БТА Страхование», клиентам необходимо обращать внимание на финансовые показатели страховых компаний, чтобы быть уверенными, что выбранная СК отвечает по своим обязательствам.
Ергали Бегимбаев также не исключает возможности демпинга со стороны недобросовестных конкурентов. Но, с другой стороны, эксперт уверен, что такой подход в конечном счете лишь улучшит ситуацию. «Потому что те, кто не сможет выдержать, уйдут с рынка и останутся только профессиональные, компетентные игроки. Но, понимаете, в конечном итоге клиентам нужно показывать прибыль компании. И я боюсь, что если недобросовестные СК начнут демпинговать, то в результате они вынуждены будут экономить за счет страховых выплат. Это значит, что появится все больше недовольных клиентов. А таких клиентов начать снова страховать очень тяжело», – отметил эксперт.
С другой стороны, увеличение расходов страховщиков в связи с увеличением выплат можно считать положительным трендом, но лишь в долгосрочной перспективе, поскольку клиенты, получающие честные выплаты, начинают понимать пользу страхования и впоследствии более активно пользуются услугами страховых компаний.
Если рассматривать проблему в ближайшей перспективе, то, по мнению Ергали Бегимбаева, можно попытаться сэкономить на операционном совершенствовании. Это значит снижать себестоимость внутренних операций, повышать производительность труда сотрудников. Но если и такой шаг не приведет к желаемому результату, то для того чтобы компенсировать оптимизацию процесса, у СК выход лишь один – поднимать цены на услуги. Оно и понятно, ведь ни один бизнес не может работать в убыток себе.
Вместе легче пережить…
Еще одной тенденцией развития страхового рынка в текущем году, считают специалисты, станет поглощение и слияние действующих компаний. По мнению председателя правления АО «СК «Kompetenz» Талгата Усенова, высказавшего свое мнение на страницах финансового журнала LS, страховой рынок консолидируется, и уже сейчас очевидны несколько потенциальных сделок по слиянию. «Страховую компанию становится все сложнее содержать. Поэтому «случайные» владельцы будут пытаться избавиться от ставшего тяжелым багажа. Скорее всего, могут иметь место также сделки купли-продажи страховых активов», – отмечает Усенов.
В свою очередь глава правления СК «Лондон – Алматы» считает, что сокращение количества компаний произойдет за счет объединения, но не за счет того, что кто-то будет закрываться. «Вместе гораздо легче пережить тяжелые времена. Это связано с экономическим кризисом. Это естественно. Ведь и снижение цен на нефть, и падение курса российского рубля сказалось негативно и на нашем бизнесе», – говорит Ергали Бегимбаев.
Удар рикошетом
Взять хотя бы в качестве примера автомобильную индустрию. Официальные дилеры автомобильного рынка фиксируют падение продаж. Причем причина не только в слабеющем рубле, но и в последствиях прошедшей год назад девальвации тенге, в результате которой произошло банковское ужесточение условий автокредитования.
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, по итогам 2014 года официальные продажи новых автомобилей в Казахстане упали на 1,3 процента, в то время как так называемый серый рынок машин, по прогнозам ассоциации, напротив, будет расти по причине большей выгоды неофициальных продаж.
«Понимаете, все взаимосвязано. У казахстанского автомобильного рынка есть финансовые сложности. Им также тяжело конкурировать с российскими производителями, поскольку их продукция на порядок дешевле. Все это автоматически сказывается на страховом секторе. Говорят, что в некоторых банках получить кредит на автомобиль в тенге практически невозможно. А все автомобили, приобретаемые в кредит, обязательно страхуются. Получается, в связи с проблемами по кредитованию рынок по автострахованию тоже должен упасть», – рассказал Бегимбаев.
По его мнению, от проявлений экономического кризиса в первую очередь страдают те СК, которые сильно зависят от бизнес-акционеров. «Особенно это касается компаний, принадлежащих каким-то банкам. Потому что банки кредитуют своих заемщиков, они обязаны страховать риски в своих дочерних компаниях. Если у банков уровень кредитования падает, то, соответственно, и уровень страхования у их дочерних компаний тоже падает», – пояснил эксперт.
В заключение стоит отметить, что, по мнению экспертов страхового рынка, в этом году основная доля выплат придется лишь на некоторые виды страхования: автомобильного транспорта, имущества, грузов, медицинское страхование, а также особо опасных объектов и строительно-монтажных рисков.
Мадия ТОРЕБАЕВА