"Рынок страхования Казахстана ожидают трудные времена". lsm.kz, 23.12.2014
lsm.kz, 23.12.2014 , 23.12.2014
lsm.kz, 23.12.2014
Следующий год станет непростым для казахстанского страхового рынка: конкуренция обострится, часть небольших страховых компаний уйдет с рынка или присоединится к ведущим страховщикам. Таким мнением с LS поделился заместитель председателя правления страховой компании «Евразия» Назым Тульчинский. По его словам, в ближайшие два-три года на рынке останутся лишь компании, способные выплачивать не менее 2,5 млрд тенге в год своим клиентам и при этом показывать положительный финансовый результат.
Каким был 2014 год для страхового бизнеса в Казахстане? Какие важные события произошли на страховом рынке Казахстана в течение года, которые окажут значительное влияние на бизнес в 2015 году?
Подводя итоги уходящего 2014 года, можно сказать, что год был насыщен как позитивными, так и напряженными для страхового сообщества событиями.
Главной же тенденцией 2014 года является увеличение объема страховых выплат – на начало ноября 2014 года выплаты достигли 56,4 млрд тенге, рост выплат увеличился на 16,7% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Мы считаем, что поводов для печали у наших клиентов стало меньше – казахстанские страховщики исправно платят.
Страхование в хорошем смысле является «обслуживающим персоналом» экономики, поэтому состояние страхования во многом зависит от ситуации страны в целом. Поэтому наиболее значимое событие для страховщиков, равно как и для всей страны, произошло 11 ноября 2014 года, когда президент Назарбаев объявил о новой экономической политике Казахстана «Нұрлы жол», одной из мер которой станет выделение средств из Национального фонда. Безусловно, такая мощная инъекция капитала положительно скажется на развитии экономики страны и в том числе даст толчок страхованию в Казахстане. Также весьма положительно сказывается на страховой отрасли постепенная нормализация банковского сектора страны, риски которого ограничивали рейтинги страховщиков.
Оказала ли влияние на ваш бизнес девальвация тенге в феврале 2014 года? Вы зафиксировали убыток или прибыль?
Мы считаем, что девальвация в первую очередь отразилась на повышении цен, что снизило реальные доходы населения. Что касается тарифов, то на данный момент страховая компания «Евразия» их не поднимала, и мы готовы предоставить приемлемые тарифы нашим клиентам, которые были до февральских событий этого года.
Оказывают ли санкции против России какое-то влияние на развитие страхового бизнеса в целом и развитие вашей компании в частности?
Любой риск можно застраховать, другой вопрос, насколько высокой будет цена такого страхования. У СК «Евразии» нет аллергии на российские или иные страны.
Отразилось ли как-то на вашем бизнесе вступление Казахстана в Евразийский союз? Происходит ли процесс синхронизации законодательства и политик регулирования страхового рынка стран – участниц ЕАЭС? Какие трудности существуют в этом процессе?
Главным положительным моментом реформ может стать повышение требований к капитализации казахстанских страховщиков с тем, чтобы они выступали именно в этом качестве, а не в роли каналов для откачки премий на перестрахование, в том числе и за рубеж. Поэтапное применение некоторых элементов Solvency II также необходимо, хотя оно может стать весьма болезненным для некоторых страховщиков. Нам представляется актуальной реформа, которая продолжила бы стимулирование отечественных страховщиков к самостоятельному удержанию рисков, к минимизации роли перестраховщиков-нерезидентов. Конечно же, мы бы приветствовали бы нормативный акт, который сдерживал бы демпинг на рынке, но добровольные виды страхования находятся в рыночной среде и только здравомыслие и ответственность страховщиков могут быть сдерживающим фактором.
Как вы оцениваете политику регулятора в управлении страховым рынком Казахстана?
В отличие от ранних лет становления отечественного рынка и, кстати говоря, от некоторого периода зрелости российского страхового рынка казахстанское страхование сегодня избавилось от всякого рода схем и странных сделок, основной целью которых было перераспределение капитала внутри группы компаний или вовсе минимизация налогов. Во многом это заслуга регулятора, который весьма дальновидно не стал предпринимать запретительные меры, а просто сделал такие вещи невыгодными. Можно сказать, что сегодня страховой рынок Казахстана имеет инфраструктуру и регулирование, присущие развитым странам. Ну а маленький он, потому что его доля от ВВП страны составляет всего 0,7%. Для сравнения: в таких странах, как Великобритания или Германия, этот показатель приближается к 9%, а в Нидерландах составляет рекордные 13,2%.
Постепенно приходит в норму и банковский сектор страны, риски которого ограничивали рейтинги страховщиков. Регулятор переходит к проактивному регулированию, которое заключается не в суровых санкциях за нарушение, а в препятствовании нарушениям.
С каждым годом для отлаженной и эффективной работы всех участников рынка государство проводит активную политику развития отрасли в соответствии с мировыми стандартами, в частности, нормами Европейского союза. Совершенствование законодательной базы и развитие современных видов страхования в 2014 году создают условия для формирования конкурентного страхового рынка. В последние годы большое внимание стало уделяться финансовой дисциплине и учету деятельности страховых компаний, что обеспечивает прозрачность и законность страховых операций.
«Часть страховых компаний уйдет с рынка»
Какие главные проблемы сегодня существуют у страховщиков?
Основные проблемы казахстанского страхового рынка – это недостаточная капитализация страховщиков, которая не позволяет им самостоятельно удерживать крупные риски и приводит к оттоку премий за рубеж, демпинг и довольно скромные инвестиционные возможности страховщиков.
- Как может пострадать страховой бизнес в случае сохранения низких цен на нефть в течение ближайших нескольких лет? Какие прогнозы по развитию отечественного страхового рынка вы можете дать на 2015 год?
Мы считаем, что государство создало все условия для развития страхования в Казахстане. Наши коллеги ратуют за введение новых обязательных видов страхования, но мы в «Евразии» являемся сторонниками органичного развития. Потребители должны самостоятельно осознать важность и необходимость услуги, она не должна быть навязана сверху. Роль страховщиков – помочь потребителю в этом осознании. Деятельность Национального банка Казахстана способствует развитию конкуренции в отрасли, очищению ее от схем и недобросовестных игроков, становлению цивилизованного и прозрачного рынка в целом.
Следующий год станет еще одним непростым годом для казахстанского страхового рынка как с точки зрения динамики роста страховых премий, так и с точки зрения его рентабельности. Тем не менее мы прогнозируем рост рынка на уровне 3-5%.
С высокой вероятностью в будущем 2015 году список лидеров страховых услуг существенно не изменится. Вместе с тем можно ожидать некоторого обострения конкуренции, что способно привести к росту доли на рынке у компаний, подпирающих вторую десятку рейтинга. Часть небольших страховых компаний уйдет с рынка или присоединится к ведущим страховщикам – в итоге некоторые ведущие компании продемонстрируют экстенсивный рост показателей. Наиболее устойчивыми будут страховые компании, аффилированные с банками или крупными финансово-промышленными группами.
Мы считаем, что в ближайшие два-три года на рынке останутся лишь компании, способные выплачивать не менее 2,5 млрд тенге в год своим клиентам и при этом показывать положительный финансовый результат.
В сложных экономических условиях страховщики в 2015 году продолжат искать новые точки роста отрасли, в том числе внедрением на рынок новых страховых продуктов для сохранения устойчивых позиций на рынке. Страховщики должны будут сосредоточиться на более востребованных видах страхования и предлагать продукты, понятные и доступные для населения. Вполне вероятно, что в течение 5-7 лет наш рынок придет к тому, что мы наблюдаем на Западе. Большие возможности для развития страхового рынка открываются в повышении взаимодействия со страховыми рынками стран Таможенного союза, Евросоюза и Азии и в развитии трансграничных возможностей страхования и перестрахования. На рынке Казахстана сейчас есть ряд заметных новых тенденций, которые можно будет воплотить в 2015 году. На наш взгляд, будет происходить перераспределение рынка в сторону страхования в Интернете и существенная доля продаж, безусловно, окажется в онлайне. «Евразия» также будет осваивать данный сегмент, предлагая клиентам продукты, которые безопасны для них и недоступны мошенникам, а, кроме этого, развивать линию прямых продаж.
Динара Шумаева