Хотите у нас работать?

Новости

"Среди страховых рынков Центральной Азии наиболее развитым остается рынок Казахстана". Forinsurer.com, 06.10.2014

Forinsurer.com, 06.10.2014, 06.10.2014
Forinsurer.com, 06.10.2014

В последнее время практически все крупнейшие страховщики Центральной Азии объявили о планах развития бизнеса на внутреннем, а некоторые и на международном рынке. Постепенное насыщение и усиление конкуренции побуждают страховые компании искать новые источники наращивания бизнеса. И неудивительно, что страховщиков Центральной Азии заинтересовал потенциал и динамика рынков стран СНГ, близких с точки зрения культуры, традиций и истории.

С распадом СССР прежняя система страхования была разрушена, а в образовавшихся независимых странах, таких как, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Азербайджан и Таджикистан появились свои страховые рынки со своими «правилами». Стоит отметить, что страховые рынки стран Центральной Азии неоднородны, однако в настоящее время среди них наиболее развитым является казахстанский рынок страхования.

При этом, рынки других стран тоже не стоят на месте, потенциал роста нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности делает в определенной степени привлекательным страховые рынки Азербайджана и отчасти Узбекистана, дальше других – остальные страны Центральной Азии, включая Пакистан и Афганистан, где упор сделан на государственное участие и находятся в зачаточном состоянии и пока мало привлекательны с точки зрения инвестиций.

Однако, возвращаясь, заметим, что Казахстан – великан лишь среди карликов. На самом деле страна занимает более чем скромное место на мировом рынке страховых услуг – это даже меньше 1% мирового объема от собранных страховых премий. Показатель проникновения страхования в национальную экономику в Казахстане составляет 1-1,3% против среднемирового показателя – 6,9%.

По сравнению с остальными странами Центральной Азии, где практически нет сформировавшихся национальных перестраховочных рынков (кроме Азербайджана и Узбекистана), Казахстан в отношении перестрахования привлекателен на порядок большими емкостями размещения рисков.

В вышеперечисленных странах есть сильный страховой рынок, и страховщики сегодня работают (или, по крайней мере, стремятся работать) по западным стандартам. Кроме того, казахстанские страховщики за счет наработанных партнерских связей обладают возможностями дальнейшего размещения рисков на Западе, то есть могут выступать в роли перестраховочных брокеров.

Если рассматривать каждую страну в отдельности, то страховой рынок Азербайджана, вырос в 6 раз за последние 8 лет, а за последние 2 года - удвоился, достигнув $543 млн. Такие успехи стали возможны благодаря тому, что страховое законодательство Азербайджана соответствует международным стандартам.

Аналогичная ситуация обстоит и в Узбекистане, где проводимая правительством страны политика регулирования страховой деятельности создает все необходимые условия для динамичного развития рынка страхования. По состоянию на 1 января 2014 года страховой рынок Узбекистана за последние 7 лет вырос в 4,6 раз, достигнув 338,5 млрд. сум собранных страховых премий.

Иная ситуация в Таджикистане, где необходимо очень много сделать для развития рынка страховых услуг, так как со слов правительства, сектор страхования является одним из наиболее важных инструментов в плане укрепления финансово-экономической отрасли страны. В первую очередь нужно обратить внимание на необходимость увеличения количества компаний, работающих в данном секторе и подготовки для данной сферы профессиональных кадров высокой квалификации.

Туманно выглядит перспектива страхования и в Кыргызстане, где первая, и, по-видимому, главная проблема – это недостаточные финансовые возможности потенциальных клиентов. Вторая - отсутствие мотивов для заключения договоров страхования. Основная же масса предпринимателей не имеет достаточных стимулов и финансовых ресурсов для обеспечения своей страховой защиты. Основное бремя расходов по ликвидации последствий природных и техногенных катастроф ложится на государственный бюджет.

Хотя стоит заметить, что страховой рынок Кыргызстана кардинально изменился за годы Независимости, и сегодня с уверенностью можно утверждать, что страховая отрасль становится все более значимой составляющей экономики Кыргызстана.

Немаловажно отметить, что в Таджикистане и Кыргызстане есть общие свои минусы, например, представители иностранных страховых компаний жалуются, что им постоянно приходится сталкиваться с ситуациями, которые находятся вне правового поля.

В Туркменистане, глядя на последние результаты, следует отметить, что страховой рынок вырос в 6 раз за последние 5-7 лет. Но, стоит добавить, что на рынке полностью доминирует государство. Государственная страховая организация Туркменистана, имеющая в своем составе 40 самостоятельных страховых организаций, расположенных по всей территории Туркменистана, осуществляет такие виды страхования, как имущественное, личное и 5 видов по обязательному страхованию. Только этим можно объяснить, что в течение нескольких лет эта реальность привела к блокированию развития отрасли.

Что же касается страховых секторов Афганистана и Пакистана, то на сегодняшний день их страховые рынки находятся в зачаточном состоянии. Необходимость в появлении страхового рынка испытывают транспортные компании, осуществляющие свою деятельность на территории этих двух исламских стран.

Многие афганские и пакистанские компании обращаются за страхованием в зарубежные компании, зачастую с нарушением местного законодательства. Одним из препятствий к развитию исламского страхования служат низкая грамотность населения и высокий процент теневой экономики.

Стоит отметить, что криминальный бизнес Афганистана, который далек от Ислама, и с которым уже не первый год «ведет борьбу» американская армия, не страхуется.

Благоприятными факторами для развития страхования в этих двух странах, можно назвать наличие крупных неосвоенных месторождений. Многое, в вопросе развития исламского страхования в Афганистане и Пакистане, зависит от регулятора, которыми являются государственные органы республики. Только после их вмешательства, Пакистан и Афганистан может стать новой площадкой для развития исламского страхования в этих странах.

Возвращаясь к Казахстану, стоить добавить, что если в 2000 году объем премий на душу населения составлял лишь $1–2, то теперь этот показатель превышает $30.Первым, что можно отметить, это хорошие возможности, которые открываются перед любым игроком, приходящим на казахстанский рынок, при условии, что он имеет соответствующие профессиональные навыки и опыт, а также адекватное знание процесса андеррайтинга рисков и плюс ко всему – возможность предложить новые страховые продукты.

Вторым, безусловным достоинством рынка является качество его регулирования, где созданы предсказуемые правила игры, подкрепленные относительно четкой, хорошо работающей правовой базой. Кроме того, регулирующие органы проявляют умеренную готовность вмешиваться в дела отрасли и без колебаний приостанавливают, а иногда и аннулируют лицензии страховщиков (как крупных, так и небольших), которые нарушают установленные требования или имеют капитал, размер которого не соответствует пруденциальным нормам.

Если говорить в целом, то стоит признать, что в силу имеющихся экономических, политических и культурных связей, страховые рынки Центральной Азии представляют безусловный интерес для казахстанских страховщиков. Казахстан имеет больше возможностей, чем большинство других крупных городов Центральной Азии, де-факто стать центром страховой, перестраховочной, торговой и финансовой деятельности в этом регионе, поскольку здесь сходятся русский, тюркский и в какой-то степени корейский и китайский геополитические ареалы. И самое главное, принято считать, что на сегодняшний день страховой рынок в Республике Казахстан практически сформировался.

| Фориншурер



Æ
Страховой случай?

Произошел страховой случай и Вы не знаете что делать? Не беспокойтесь, если у Вас страховой полис СК «Евразия». Для начала вызовите дорожную полицию (по номеру – 102) и аварийного комиссара 5678 (бесплатно с мобильного). Для получения онлайн-консультации по страховым случаям напишите нам по электронной почте: ServiceCenter@theeurasia.kz. Сообщите обстоятельства произошедшего события, ваш вопрос и свои контактные данные (ФИО, телефон и email), и наш специалист обязательно свяжется с Вами.

Для этого необходимо:
Î
Заказать звонок
Ваша заявка успешно отправлена!