"Пока метеорит не грянет – мужик не перекрестится".
газета «Экспресс-К», 19.04.13, 19.04.2013
газета «Экспресс-К», 19.04.13
Выступление председателя правления АО "Страховая компания "Евразия" Бориса Уманова, открывающее девятую Международную конференцию по риск-менеджменту в Алматы, можно было пропеть на мотив известной оперетты: "Без рисков жить нельзя на свете, нет".
Символом минувшего года вполне мог бы стать челябинский метеорит, считает глава "Евразии". Гость из космоса напомнил землянам, что мы живем в условиях тотальной и перманентной нестабильности. Риски не могут полностью исчезнуть – они могут лишь трансформироваться, накапливаться, становиться менее очевидными или, наоборот, обостряться. – Именно поэтому я считаю утопичными попытки избавиться от рисков путем закручивания гаек, введения новых запретительных мер, деглобализации, протекционизма и тому подобного, – говорит Борис Уманов. – Это очень опасная тенденция, когда у правительств или людей, принимающих управленческие решения, вырабатывается антипатия к рискам. Без них, без новых идей, без разработки и тестирования новых теорий невозможно сделать рывок в развитии экономики, в преодолении рецессии. Протекционизм и чрезмерное регулирование являются тормозом для восстановления мировой экономики.Неприятного сюрприза можно ожидать в любой момент. Наглядный пример: на кипрской военно-морской базе "Евангелос Флоракис" еще с 2009 года складировалось более двух тысяч тонн боеприпасов. Спустя два года жаркое южное солнышко сделало свое дело, и 11 июля 2011 года прогремел двухкилотонный взрыв. Была разрушена электростанция "Василико". Страховая компания "Евразия" перестраховывала имущество этой электростанции. Общий убыток, нанесенный электростанции, составил 170 млн евро, а ущерб от перерыва в производстве – два миллиарда евро. Энергетический коллапс нарушил хрупкое равновесие, в результате чего кипрские активы стали дешевле пассивов. Дальнейшее вы сами знаете.
Борис Уманов скептически относится к международной унификации регулирования и надзору финансовых организаций, преподносимым в Европе как лекарство от кризиса. Национальные юрисдикции должны соперничать между собой, договариваясь лишь о самых общих принципах. Создание единого регуляторного режима порождает и единый системный риск, который при определенном стечении обстоятельств может обрушить всю мировую финансовую систему. Представим себе, что ученые создали один-единственный вид еды, которая полезна, питательна и вкусна, поясняет Борис Уманов. И этот монопродукт выпускается по всему миру по единому стандарту. Это и есть системный риск – ведь любая серьезная проблема при производстве или распространении этого продукта заставит голодать все человечество.
Вообще, по сюжетам докладов на девятой международной конференции по риск-менеджменту в Алматы можно снимать фильмы-катастрофы. Фантазия голливудских сценаристов явно уступает реальности, с которой имеют дело эксперты страховых компаний.
Было время, когда первые массовые теракты повергли страховые компании в шок – как тут можно оценивать риски и делать прогнозы? Сейчас панику среди страховых компаний вызывают действия киберпреступников, говорит Жан-Франсуа Фили, эксперт SCOR Global P&C. Объем потерь вследствие кибератаки может измеряться миллионами. Раньше объектом их посягательств были правительственные сайты, теперь они фокусируются на крупных коммерческих компаниях.
2012 год дал страховым и перестраховым компаниям передышку. Суммарный ущерб вследствие стихийных бедствий составил 40 млрд долларов, что несравнимо с предыдущими годами, когда одно только землетрясение в Фукусиме обошлось в 35 млрд. Самым большим бедствием 2012 года был ураган "Сэнди" в США, ущерб в 11 млрд принесла засуха в различных регионах земного шара, в 5 млрд обошлось наводнение в Аргентине.
Казахстанские страховые компании интересуют риски на рынке энергоносителей. Ничего утешительного: нефть и газ – самые непредсказуемые товары. Рекорд-сменами по убыткам в нефтяном секторе – 7 млрд долларов – оказались британские нефтяные компании. Один из самых неожиданных рисков – это дефицит молодых талантов, говорит управляющий директор государственной страховой компании Индии "Элис Вайдан". Это привело к тому, что к 2015 году 50% всех работающих на добыче углеводородов инженеров уйдет на пенсию и заменить их будет некем! Хотя такое положение сложилось не везде. Например, вузы США ежегодно выпускают по пять тысяч специалистов нефтегазового профиля, а в Китае – 50 тысяч. Выводы делайте сами.