"Бюрократы риска". газета Экспресс-К, 20.04.2011
газета Экспресс-К, 20.04.2011 , 20.04.2011
газета Экспресс-К, 20.04.2011
Так обычно называют каскадеров из-за их педантичного, въедливого отношения к подготовке опасных трюков. Но, как показала седьмая международная конференция по риск-менеджменту, организованная АО "СК "Евразия", опасность может неплохо прокормить не только трюкачей.
Управление рисками, или риск-менеджмент – процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией. Наиболее часто применяемым инструментом риск-менеджмента является страхование. Без этого невозможно представить современный бизнес, однако и тут не все однозначно, отметил в своем выступлении на конференции глава российского офиса компании "Оливер Виман" Андрей Шишаков.
Во-первых, одиночный, отдельно взятый риск не существует в природе. На самом деле, в строгом соответствии с известной поговоркой, беда никогда не приходит одна. Все рассматриваемые риск-менеджерами отдельные случаи есть не что иное, как фикция, модель идеального риска, наподобие модели идеального газа в физике.
Во-вторых, попытки профессиональных оценщиков возможных неприятностей объять необъятное, рассматривая и просчитывая огромное количество всевозможных рисков, есть не более чем попытка заработать очки в глазах топ-менеджмента. На самом деле даже из тысячи рисков достаточно выбрать лишь два-три ключевых, действительно заслуживающих того, чтобы их просчитать. Все остальное чрезмерное усердие объясняется тем, что риск-менеджер в качестве самой большой опасности на самом деле рассматривает собственный риск остаться без работы. И как профессионал сводит его к минимуму. Менеджмент компании, не обладающий соответствующими познаниями, подвоха не улавливает.
Но часто и от руководства ничего не зависит, констатирует Фолькер Хенке, представитель германской страховой ассоциации. Стандарты оценки риска устанавливают надзорные органы, и бизнесу не остается ничего иного, как им соответствовать. Между тем для дела это не очень-то и нужно. Для публичной компании тщательно разработанные процедуры, может быть, и сгодились бы, чтобы "быть хорошими" в глазах акционеров и широкой публики. А зачем все это компании непубличной? Ох уж это изобилие регуляторных структур!
– Представьте, что я продаю отличный, очень надежный японский телевизор, – говорит Дэвид Форрест, генеральный директор "Кэй Интернешнл". – В нем нет ни одной движущейся детали, которая могла бы сломаться, он практически вечный. На телевизор дается гарантия два года, однако за дополнительную плату я могу продлить ее до пяти лет. Чувствуется в этом предложении какая-то натяжка, не правда ли? А ведь на страховом рынке такое происходит сплошь и рядом!
Когда-то давным-давно, в 1738 году, швейцарский математик Даниил Бернулли заметил, что люди не способны оценить вероятность последствий своих действий. Вместо этого они принимают решения, ориентируясь на размер этих последствий. Бернулли немедленно обогатил этим наблюдением науку, дополнив теорию вероятности методом полезности или привлекательности. А что остается делать рядовым обывателям, не обладающим интеллектом швейцарского гения? Только вверить себя в руки страховых компаний…