"Скромность украшает страховщиков?". газета "Республика", №14 (149), 17.04.2009
газета "Республика", №14 (149), 17.04.2009, 17.04.2009
газета "Республика", №14 (149), 17.04.2009
В обстановке, максимально приближенной к кризисным временам, началась в Алматы в минувшую среду V Международная конференция по риск-менеджменту, организатором которой традиционно выступает страховая компания «Евразия». Хотя антураж пятизвездочного отеля «InterContinental Almaty» и позволил сохранить соответствующий уровень для проведения мероприятия, но было вполне очевидно, что участников на этот раз собралось гораздо меньше, чем во времена экономического подъема.
Практически исчезли привычные столики с разложенной на них рекламной продукцией страховых и прочих компаний, а также экземплярами авторитетных международных изданий. К тому же к началу открытия конференции зал оказался наполовину пуст, наполнившись участниками и журналистами с опозданием на 15 минут. При этом сразу же выяснилось, что в зале отсутствует ключевой спикер утреннего заседания — министр финансов Болат Жамишев.
Официально открывший конференцию председатель правления «Евразии» Борис Уманов в начале своего выступления вспомнил, как в 2005 году, когда конференция по риск-менеджменту проводилась в первый раз, журналисты спрашивали его, что такое риск-менеджмент и для чего он нужен. Тогда, по словам спикера, доллар стоил 132 тенге, а мировая цена на нефть колебалась в районе $53 за баррель.
В 2006—2007 годах пресса интересовалась у организаторов, намерены ли они и в самом деле собираться каждый год в дальнейшем, поскольку «акулам пера» и так все было понятно. «Цена на нефть тогда росла, доллар соответственно падал, все было хорошо», — напомнил спикер. Но уже на конференции в 2008 году вопрос о том, надо ли проводить такие мероприятия, не стоял, поскольку нужно было решать проблему, как управлять рисками.
В этом же году, по мнению г-на Уманова, за первый квартал произошло столько значительных событий, что их хватило бы на целый год: это, прежде всего, «действия национальных правительств, исчезновение многих компаний, национализация банков, девальвация тенге и так далее».
Со слов спикера, он предполагал, что «кризис всегда нечто кратковременное». Однако «данный кризис, с его значительным числом степеней свободы, — это, конечно, всерьез и надолго», — вынес свой вердикт г-н Уманов. По этом поводу он даже напомнил строчку из песни незабвенных «Beatles» — «Strawberry fields forever»: «Living is easy with eyes closed, misunderstanding all you see», что в переводе означает примерно следующее: «Жить легче с закрытыми глазами, а все, что вы видите — это недоразумение». С точки зрения страховщика, эти слова довольно точно описывают нынешнее кризисное состояние экономики.
Из других примечательных высказываний главы «Евразии» отметим в первую очередь его утверждение о «крахе иллюзий и крушении ожиданий у многих национальных правительств, регуляторов рынков, компаний, финансовых институтов». Страны блока «BRIC» (Бразилия, Россия, Индия, Китай), как полагает спикер, начали понимать, что они «не локомотивы, а всего лишь вагоны» мировой экономики.
А вот как, по мнению г-на Уманова, выглядит сегодня модель предпринимательства: «меняется сама природа бизнеса — многие компании потеряли доверие клиентов», «если раньше диверсификация рисков и экспансия подталкивали компании и финансовые институты за границы своих родных стран, то сейчас наметился уход с международных рынков капитала обратно к себе домой». В ближайшее время, по его мнению, у большей части бизнеса не будет ни возможности, ни желания рисковать: «Антипатия к рискам и желание их избежать становятся сегодня лейтмотивом повестки дня частного бизнеса и инвесторов».
Однако национальные правительства, как утверждает спикер, «не могут не рисковать». Что касается регулирующей роли государства в экономике, то, как считает г-н Уманов, ее никто не подвергает сомнению, кроме анархистов, хотя отношения власти с бизнесом меняются буквально на глазах. При этом, со слов Бориса Уманова, хотя правительства и регуляторы самых разных стран пытались внедрить систему риск-менеджмента в частные компании, это не помогло предотвратить кризис, лишь смягчив его последствия в отдельных случаях.
По поводу дальнейших перспектив усиления роли государства в экономике г-н Уманов напомнил, что оно «не несет на себе обязательства организовывать рай на земле — его обязанность лишь не допустить на земле ада!». Он также подчеркнул, что «сами рынки не очень доверяют сегодня действиям национальных правительств», а «настоящие капиталисты, конечно же, хорошо понимают, что получить помощь от государства гораздо легче, чем ее отдать».
После этого стало ясно, что г-н Уманов неизбежно подходит к своему Рубикону, отделяющему истинного «частника» от набравшего сегодня силу не только в Казахстане госпредпринимательства, представленного у нас мощным отрядом менеджеров ФНБ «Самрук-Казына», нацхолдинга «КазАгро», нацкомпаний, всевозможных РГП и КГП самого разного уровня, АО и ТОО с госучастием и так далее.
К чести спикера, он не стал расшаркиваться перед государством, а воспел оду свободному рынку: «Понятно, что старые модели не работают. Закончилась эра дешевых кредитов. Но не пропала наша уверенность в способности либерального капитализма улучшать повседневную жизнь людей в различных странах».
Для этого, по мнению г-на Уманова, необходимо вернуть доверие к финансовым институтам и помнить о том, что «к сожалению, обычно у политиков плохо получается руководить бизнесом или банками, поэтому рано или поздно государственные компании или банки придется обратно приватизировать. Такова логика рынка, если, конечно, мы хотим жить при капитализме». А усомнившимся в этом тезисе слушателям глава «Евразии» напомнил, что «деньги обычно имеют свойство заканчиваться и вскоре распределять будет особенно нечего», имея в виду, конечно же, средства господдержки.
В заключение своего спича Борис Уманов дал рецепт обустройства не только экономики, но и жизни всего общества на будущее: «На мой взгляд, власть должна научиться управлять свободными людьми, а свободные люди должны научиться управлять своими рисками, принося пользу не только себе, но и окружающим».
Несбывшиеся надежды
Можно было ожидать, что после такой запевки «пленарка» превратится в некоторое подобие бойцовского клуба, где развернется жаркая дискуссия о том, как следует использовать мощь государства в борьбе с кризисом и в то же время уберечь рыночную экономику от превращения в административно-командную.
В принципе, следующим спикерам этого заседания такая дискуссия была бы вполне по силам, однако ожидания журналистов не оправдались. Зампред АФН Алина Алдамберген посвятила свое выступление теме возрастания рисков страхового рынка Казахстана в условиях кризиса. Однако приведенные ею данные уже были известны участникам конференции, экспертам и журналистам из соответствующих материалов регулятора, выложенных ранее на его сайте вместе с рекомендациями на эту тему.
Сюда относится, к примеру, 19-страничный аналитический материал, посвященный текущему состоянию и перспективам развития страхового рынка, а также развернутая (на 38-ми слайдах) презентация по данной проблеме, с которыми любой желающий может ознакомиться на сайте АФН. Наша газета, как известно читателям, также регулярно публикует соответствующие данные регулятора по страховому рынку.
Поэтому из доклада г-жи Алдамберген для сведения читателей мы бы выделили ее прогноз о дальнейшем снижении объема страховых премий еще на 15% после 9%-го сокращения в прошлом году, а также констатацию существенного влияния снизившихся цен на ценные бумаги на рентабельность страхового бизнеса. Дело в том, что страховщики традиционно размещают свои активы в надежные инструменты, а в этом году проводят еще более консервативную политику. Далее, показатель ликвидности в страховом секторе превышает требуемый норматив втрое, но при этом 10 организаций не выполняют норматив достаточности маржи платежеспособности, а у 14-ти его значение находится на предельном уровне.
После выступления представителя регулятора на трибуну был приглашен глава «БТА Банка» Анвар Сайденов, который, в принципе, мог бы оживить ситуацию в заметно поскучневшем зале. Для этого ему достаточно было просто осветить истинное положение дел в национализированных банках после объявления дефолта «Альянс Банку» рейтинговыми агентствами «Fitch» и «Standard&Poor's» как раз в канун конференции.
Однако г-н Сайденов вообще не стал говорить о делах отдельных банков, что, естественно, выглядело странным для руководителя некогда крупнейшего частного банка СНГ. Взамен он предпочел говорить на более безопасную тему «Макроэкономические тенденции и риски в экономике Казахстана», позиционируя себя при этом скорее в привычной ранее роли главы Нацбанка.
В итоге участники конференции услышали от г-на Сайденова давно известную краткую историю расцвета и падения отечественного банковского сектора за последнее десятилетие, причем без каких-либо новых деталей или сюжетных поворотов. Интерес вызвало разве что сообщение банкира о нарушении норматива валютной позиции 6-ю крупными банками под влиянием февральской девальвации, а также констатация факта пассивной роли риск-менеджмента в нынешней системе корпоративного управления банков.
Ничего личного, только цифры
Окончательно «дожал» участников своим пространным докладом, также обильно снабженным статистическими выкладками, президент московского фонда «Институт экономического анализа» и старший научный сотрудник вашингтонского Института Катона Андрей Илларионов, известный своими критическими выступлениями в адрес Кремля и особенно его бывшего шефа Владимира Путина. Дело дошло до того, что модератор «пленарки» — наш коллега с телеканала «РБК» — был вынужден досрочно отправить погружавшихся в дрему участников на кофе-брейк, хотя к выступлению готовился еще один спикер!
Вопреки ожиданиям, г-н Илларионов на этот раз не обрушился с критикой на авторитарные режимы стран СНГ, включая Россию и Казахстан, хотя тема его доклада «Экономический кризис и нефтяные страны — бремя или благословение?» позволяла такой ход. Но на этот раз спикер, основываясь на статистических данных об изменении фондовых рынков различных стран, динамике промышленного производства, мировых цен на нефть, объемах ее добычи и выпуска стали, доказывал тезис о том, что США не являются детонатором мирового финансового кризиса! Надо сказать, что это ему вполне удалось.
Кроме того, г-н Илларионов не менее убедительно показал, что власти России и Казахстана демонстрируют более высокое качество государственной антикризисной политики по сравнению даже с весьма развитыми странами. К примеру, в период с 27 октября прошлого года, когда был достигнут локальный минимум индекса РТС, по настоящее время наши страны показали наиболее высокие темпы роста фондовых рынков: в России — 51,6%, в Казахстане — 42%.
Вполне неплохо наша страна выглядит и по другому критерию — длительности промышленного спада, которая составила к январю текущего года 3 месяца, тогда как в Норвегии — 21 месяц, США — 12 месяцев, а в России — 13 месяцев. То же самое относится и к глубине этого спада, составившей 5,3% в Казахстане против 23,2% в России и гораздо больших величин в Украине, Молдове, Кыргызстане, Латвии, Эстонии и даже Японии
Гипотеза, которую выдвигает по этому поводу Андрей Илларионов, довольно проста: масштаб индустриального спада зависит от глубины проведенных экономических реформ. Если она верна, то официальная Астана может считать ее своеобразным комплиментом в свой адрес.
Впрочем, комплименты сейчас мало что значат на фоне более успешной реакции некоторых государств на кризис. К примеру, по подсчетам г-на Илларионова, в то время, когда производство стали снижается почти повсеместно, а Бельгия почти потеряла эту отрасль, Китай смог за прошлый год увеличить свою долю в мировом производстве с 37,8% до 48,2%!
P.S. Продолжение репортажа с V Международной конференции по риск-менеджменту вы сможете прочитать в ближайшие дни.
Тулеген АСКАРОВ, Сергей ЗЕЛЕПУХИН