"Расходы надо сокращать". Central Asia Monitor №5 (164) 01.02.2008 г.
01.02.2008
Если мировая экономика будет падать, то упадет цена на нефть, что существенно затронет интересы Казахстана, считают в страховой компании «Евразия».
Представители этой компании провели пресс-конференцию, на которой озвучили свои соображения по поводу кризиса ликвидности. Председатель правления АО «Страховая Компания «Евразия» Борис Уманов так прокомментировал действия казахстанского правительства:
«Обратим внимание на документ, который называется «Основные направления денежно-кредитной политики Национального банка». Там есть своего рода информационная бомба - пессимистический сценарий. При одном из вариантов развития событий экономического роста у нас вообще не будет. Кроме того, могут быть введены специальные режимы валютного регулирования. Основной приоритет – снижение инфляции. Однако дальше написано, что мы будем придерживаться плавающего обменного курса. Например, соотношение курсов доллар – тенге будет зависеть от спроса и предложения. Но Казахстан покупает все, кроме разве что нефти и зерна. Если мы будем держать тенге, то он под давлением спроса на валюту начнет падать. Тогда мы будем покупать наш импорт по новым ценам. А это и есть инфляция.
Правительство предпринимает меры для того, чтобы поддержать рост ВВП. Если экономического роста в 2008-2009-м годах не будет, это коснется страны в целом, населения. С другой стороны, замедление темпов роста и девальвация тенге – это процессы, которые между собой не коррелируют. И правительство это понимает. Сейчас идет увеличение государственных расходов. Об этом в документе Нацбанка тоже пишут: это ведет к перегреву экономики. Идет инвестирование таких отраслей, как нефтяная, сельскохозяйственная. Опыт показывает: если спад в мировой экономике составляет один процент, то цены на сырье (например, на нефть) падают на 15 процентов. Это более-менее понятная вещь. Таким образом, если падение – два процента, то снижение цен – 30 процентов. Естественно, Казахстан как нефтедобывающая страна это почувствует. Если цены на нефть будут падать, сократятся экспортные доходы, а расходы правительства останутся прежними, то нас ждет истощение золотовалютных резервов Национального банка. Это все понимают. Поэтому повышение госрасходов должно быть очень дозированным. Чем больше мы будем занимать банкам, чтобы те, в свою очередь, занимали строительным компаниям, тем больше рисков мы будем накапливать. Да, государственные расходы – дело нужное, но в нынешней ситуации, чем меньше они будут, тем лучше для нашей экономики и для будущего страны.
На фондовом рынке инвесторы уже полгода выводят деньги развивающихся рынков. В США есть кризисные моменты, но, тем не менее, все размещают свои средства в дарственные облигации – американские казначейские бумаги. Интересная вещь: что бы ни происходило в Америке, многое идет ей на пользу».
Говоря об оценке Казахстана и казахстанских компаний рейтинговыми агентствами, Б. Уманов отметил, что и они имею право на ошибку. Тем более, что ситуация изнутри в Казахстане яснее.
Глава страховой компании считает неверной политику казахстанского руководства и бизнеса, которые не обращали особого внимания на местных инвесторов. Вопрос, есть ли в самом Казахстане деньги, возник лишь тогда, когда в 2007 году стала явной критическая зависимость наших банков от внешних заимствований. Однако, нельзя забывать, что те же пенсионные фонды, имеющие огромные средства, заканчивают каждый год с отрицательной доходностью: проблема управления…
Кроме того, серьезной проблемой является отсутствие у казахстанцев культуры сбережения. Есть большая вероятность того, что через пять-шесть лет Казахстан столкнется с проблемой невозврата ипотечных кредитов, которые в период ажиотажа «нахватало» население.