"Управление рисками - фундамент всего". КурсивЪ №43 (214) от 01.11.2007
01.11.2007
Система риск-менеджмента казахстанских БВУ не прошла испытания. По мнению аналитиков страховой компании "Евразия", именно слабые стороны позволили распространиться финансовому кризису на, казалось бы, благополучные отрасли страны. О степени влияния института риск-менеджмента на устойчивость банковского сектора и особенностях работы с рейтинговыми агентствами на вопросы "Къ" отвечает исполнительный директор АО "СК "Евразия" Куаныш Даутов
- Как публикация рейтингов S&P отразилась в целом на инвестиционную привлекательность Казахстана?- Как Вы помните, 2 октября было решение S&P поместить рейтинги казахстанских компаний в список CreditWatch с негативным прогнозом. После этого это решение было подкреплено уже понижением рейтинга ряда казахстанских компаний и в самом Казахстане. Такие меры связаны с ухудшением международной финансовой обстановки, а поскольку республика является ее активным участником и интегрирует международную систему, то это конечно отражается в целом на Казахстане. К сожалению, понимать и соглашаться с рейтингами S&P можно и нужно.
С одной стороны S&P снизили рейтинги и несвоевременно отреагировали на ситуацию в Казахстане, но, с другой стороны все-таки можно согласиться. Мы, риск-менеджеры СК «Евразия», видим, что риски на международных финансовых рынках начинают расти и неудивительно, что наши локальные банки наиболее чувствительны к таким изменениям.
Если вспомнить историю и оценить прошедшие банковские «чемпионаты», то можно без труда выделить факторы, являющимися причинами, которые привели к такому положению. Банки вели не очень хорошо продуманную политику, а некоторые банки и вовсе в погоне за прибылью забыли, что такое риск-менеджмент и управление рисками. Некоторые кредитные учреждения выдавали большое количество займов, думая о прибыли, которую они получат в будущем. Но как показывает практика, цель риск-менеджмента является координирование бизнес целей. Например, компания хочет заработать 100 млн. тенге в год, она должна подкрепить это реальным планом по управлению рисками. Чтобы был баланс, золотая середина. И поэтому не должны превышать и бизнес-цели и цели риск-менеджмента.
Кроме того, когда пошла информация о том, что S&P понизило суверенные кредитные рейтинги РК, это решение отражает проблемы с фондированием в финансовой системе Казахстана. Однако это не касается, компаний с сильной системой риск-менеджмента, в частности СК «Евразия».
- Почему не смотря на предупреждения АФН о возможных осложнениях на финансовом рынке, банки не смогли адекватно отреагировать?- Если оценивать позицию АФНа, она вполне адекватная в отношении системы риск-менеджмента. Компании управляют рисками, плюс еще это делает АФН. Почему возникла ситуация, когда у них не хватает денег? Но, что я могу сказать, если АФН своевременно отреагировала, и если банки своевременно не ответили. Что касается позиции страховщиков, то я могу сказать, что мы эти риски страхуем. Риски, связанные с финансами, с ответственностью банков. Мы страхуем крупнейшие банки страны. Мы страхуем и по ВВВ рискам. Т.е. для нас это не проблема. И к нам до сих пор обращаются многие компании, банки, чтобы страховать какие-то риски.
- Не значит ли это, что, застраховав свои риски в СК «Евразия» банки ничего не потеряли в результате кризиса?- К сожалению, нельзя утверждать подобное. Только потому, что СК, управляет рисками. Многим известно какая ситуация будет, в этой связи возникают иногда возникают отказы по страхованию. Это не касается обязательного страхования. Вышесказанное относится к добровольному страхованию. Здесь надо смотреть с андеррайтинговой точки зрения. У нас есть специалисты, которые делают анализ, прогнозируют по тому или иному сектору экономики, по той или иной компании, и рекомендуют страховать или нет. Например, ситуация с Ш…мунайгаз (?), облигации, которые оказались дефолтными. Мы эти риски не страховали. Может быть мы прогнозировали, знали, что будет какая-то ситуация не очень хорошая. Мы не покупали даже эти облигации. Наши риск-менеджеры отказались от покупки этих облигаций.
- Как проблемы на рынке ипотеки повлияли на финансовое состояние СК «Евразия»? - В нашем портфеле достаточно большое количество видов страхования. СК «Евразия» единственная компания, которая имеет лицензии на все виды страховых услуг. Но при этом, отмечу, что ипотечное страхование у нас занимает не такую большую долю. Этот бизнес менее всего прозрачен, поэтому и доля его страхования у нас небольшая. Но, в любом случае это никак не повлияет на наши финансовые показатели. Потому что, у нас нет такой политики, что мы заставляем заемщиков страховаться только у нас.
- Насчет Темирбанка и БТА Страхование, при всем уважении к ним, как к партнерам я нем могу ничего прокомментировать. Возьмем к примеру компанию А и Б. Если первая заставляет или рекомендует страховаться в последней (компании партнере), то я считаю, что это не очень корректно. Потому что, это не свидетельствует об адекватной системе управления рисками. Потому что, все риски аккумулируются в одной компании. Если предположим, компания Б так уверена за себя, за свою репутацию, то почему бы не предоставить заемщикам возможность выбора других компаний.
- Возможно ли в условиях кризиса банковской системы невыплата страховых премий страховщиками?- Если говорить с позиции страховщика, то нормальная СК предусмотрит, что если произойдет какой-то страховой случай с имуществом, то она должна выплатить. И если она выплатит, то будет нормально, если не выплатит, то репутация, надежность потеряется.
Сейчас у нас хорошая возможность поучиться на своих ошибках. Кстати S&P высоко ценит, когда компании учатся на ошибках. Многим банкам необходимо внимательнее относиться к вопросам системы риск-менеджмента. Подобный опыт получали многие страны, к примеру, Япония. По моему мнению, рост цен на хлеб, подсолнечное масло, стагнация на рынке недвижимости и многое другое, результат большого количества безработных риск-менеджеров.
На конференции в следующем году будет проводиться обсуждение этой тематики. В частности в банковском секторе, по причине понижения рейтинга. Рейтинг – вещь, которая объективна и обсуждается, и то, что специалисты S&P так отреагировали и дали оценку, оценка системе риск-менеджмента. Аналитики особое внимание уделяют этой системе.
- Какое, по вашему мнению, существует реальное решение сложившейся ситуации?
- В первую очередь необходимо чтобы во всех банках присутствовала хорошая система риск-менеджмента. Чтобы банки внимательнее оценивали кому выдавать кредиты, кому нет. Чтобы они понимали насколько важно, что страховать в одной и той же компании афиллированной или партнере не всегда выгодно. Чтобы все участники рынка согласились, что управление рисками на самом деле очень важный вопрос.
- Чем обусловлено решение?
- Сейчас очень сильно поднимается вопрос по более тесному сотрудничеству с рейтинговыми агентствами. Давайте сотрудничать с ними, давайте вести с ними переговоры. Это нормально. Мы в принципе, и раньше это делали. Однако не сильно уделяли этому внимание.
- Какого рода сотрудничество?
- Необходимо поднимать культуру риск-менеджмента, которая является фундаментом всего. Чтобы рейтинговые агентства понимали, что можем быстро реагировать.
-Как снижение рейтингов повлияло на финансовую и имиджевую устойчивость СК «Евразия»?
- Я уже говорил, что у нас хорошие финансовые показатели. Мы, как были одной из лидирующих СК, так и остались. Кризис нас не затронул. И мы не несем убытки, а клиентов стало больше. Многие строительные компании обращаются к нам для страхования дольщиков.
Сергей Готтекригербург