Новости

"В поисках виноватого. Понижение рейтинга Казахстана – некомпетентность рейтинговых агентств"? Капитал №41 от 25.10.2007

28.10.2007
«Роль рейтинговых агентств в настоящий момент переоценена. Если раньше они были инструментом, который помогал игрокам рынка определить те или иные тренды, то сегодня, к сожалению, агентства эти тренды определяют сами», - заявил Назым Тульчинский, заместитель председателя правления СК «Евразия» в минувшую пятницу. Ведущая страховая компания Казахстана решила выразить свою точку зрения на понижения странового рейтинга Казахстана от Standard & Poor`s. «Эксперты по вопросу кризиса высказывают, в основном, только одну точку. Мы бы хотели поделиться своим мнением по данной проблематике и разъяснить работу рейтинговых агентств», - заметил г-н Тульчинский. Прежде всего, было определено понятие «subprime mortgages» – того самого сегмента ипотечного рынка США, на котором произошел кризис, впоследствии захлестнувший весь мир. Оригинальный перевод которого предложил Назым Тульчинский - «рынок ипотеки второй свежести» (РИВС), то есть высокорискованных ипотечных займов. Клиентами данной услуги являются американцы, которые в финансовых кругах США имеют обозначение NINJA (No income, No job, no Assets), то есть люди без доходов, работы и активов. По словам г-на Тульчинского, заемщик такого вида ипотеки на протяжении 20 лет расплачивается только с процентами, погашая основную сумму долга, квартира же все это время остается в залоге у банка. «Выдавая ипотеку такому сегменту людей, банкиры смотрят не на финансовое положение клиента, а на качество залога», - отметил он. В начале такой ипотечный продукт имел огромный успех и стал развиваться, привлекая иностранных инвесторов на рынок США. Однако со временем начались невыплаты и ситуация стала ухудшаться. Тем временем, рейтинговые агентства, чья прямая обязанность была отслеживать ситуацию и предупреждать инвесторов, молчали до июля текущего года. Первыми об этом заговорили информационные агентства Associated Press и Bloomberg, которые опубликовали убыточные отчеты банков, работающих на рынке РИВС. «Когда кризис грянул, первым пострадала репутация рейтинговых агентств. Еврокомиссия даже назначила проведения расследования в качестве их работы. «Тогда выяснился интересный факт, что агентства, которые рейтингуют финансовые показатели эмитентов на рынке, сами занимаются организацией выпуска ценных бумаг», - подчеркнул Назым Тульчинский. В свое оправдание рейтинговые агентства немедленно взялись усиленно отслеживать обстановку, чтобы показать мировому сообществу, как они компетентно следят за положением в финансовом мире. В результате рейтинговые агентства стали понижать рейтинги всем подряд, до конца не отследив ситуацию. Стоит отметить, что «информация, которая используется рейтинговыми агентствами при составлении рейтинга, достаточно однобока и не совсем компетентна», - подчеркнул Борис Уманов, председатель правления СК «Евразия». Кроме того, он отметил тот факт, что четыре ведущих агентства – Standard & Poor`s, Moody`s, Fitch Ratings и A.M.Best – американские по своему происхождению. «Таким образом, вполне возможно, что США использует их для влияния на ситуацию в Казахстане, несомненно, здесь есть элемент предубежденности», - выразил свою точку зрения Борис Уманов. Необходимо подчеркнуть, что две компании в России уже отказались от рейтинга Moody`s, считая их не компетентными. Кроме того, работа с определенными рейтинговыми агентствами прерогатива самих частных компаний. Довольно давно многие казахстанские банкиры и аналитики выражали негодование и несогласие с мнением рейтинговых агентств, заверяя, что «сидя за бугром и, имея минимальное представление о стране, невозможно объективно составить рейтинг». Часто высказывались предложения о создании азиатского рейтингового агентства, который смог бы отслеживать ситуацию в регионе. Но, как считает г-н Уманов, сейчас достаточно рано говорить об этом. «Рейтинговое агентство должно иметь историю, наработанную методику и заслужить доверие и уважение в мире – на это нужно время. Пока мы к этому не готовы», - отметил глава «Евразии». По мнению, Бориса Уманова, выход из сложившейся ситуации – подавать апелляцию, садиться за стол переговоров и доказывать свою правоту. В качестве примера Борис Уманов привел ситуацию с СК «Евразия». «В прошлом году мы подавали апелляцию в Standard & Poor`s, так как были неудовлетворенны их рейтингом. Они пошли нам на встречу, оценили наши замечания и изменили рейтинг», - подчеркнул г-н Уманов. Асель Турманова


Æ
Страховой случай?

Произошел страховой случай и Вы столкнулись с проблемой. Не беспокойтесь, если у Вас страховой полис АО «СК «Евразия». Мы сочувствуем Вам и готовы оказать помощь и поддержку. В связи с введенным карантином в городах Алматы и Нур-Султан, по всем вопросам онлайн консультации и обратной связи по страховым случаям и страховым выплатам Вы можете обратиться по электронному адресу ServiceCenter@theeurasia.kz, написав обращение, обстоятельства произошедшего события, ваш вопрос и отправив свои контактные данные (ФИО, телефон и email), и наш компетентный специалист свяжется с Вами.

Для этого необходимо:
Î
Заказать звонок
Ваша заявка успешно отправлена!