"ЗВЕЗДА ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ". "Время" №26 от 06.07.2006 г.
06.07.2006
В жизни крупнейшей в Казахстане страховой компании произошли сразу два поистине исторических события. Во-первых, СК «Евразия» вышла в открытый космос вместе с первым отечественным спутником связи KazSat. Во-вторых, компания стала первым в республике страховщиком, имеющим международный финансовый рейтинг агентства «Standard & Poor`s».
Краш-тест – так называются испытания автомобилей на прочность при столкновении. Выдержать их с честью, обеспечить максимальную безопасность водителя и пассажиров - дело престижа для гигантов мирового автопрома. Что ж, экзамен, которому столь взыскательный и авторитетный финансовый эксперт, как международное рейтинговое агентство «Standard & Poor`s» подвергло казахстанскую страховую компанию «Евразия», вполне можно сравнить с краш-тестом. По словам Бориса УМАНОВА, председателя правления СК «Евразия», руководство компании сознательно выбрало самый жесткий из всех вариантов сценария. Итог, тем не менее, внушает уважение: долгосрочный кредитный рейтинг контрагента и финансовой устойчивости страховой компании «В+» с прогнозом «Стабильный» и национальный рейтинг «kzBBB».
Наверное, при более либеральном подходе оценка финансовых возможностей «Евразии» рейтинговым агентством «Standard & Poor`s» могла оказаться и выше, однако не будем гадать на кофейной гуще. Факт остается фактом: достигнутые показатели вывели СК «Евразия» на второе место на страховом рынке СНГ и первое – в Республике Казахстан. На сегодняшний день она является единственной в Содружестве страховой компанией, название которой включено в международное ежегодное обозрение «World@Risk 2006», и единственной в Казахстане, имеющей лицензии на все 26 классов страхования, утвержденные законодательством РК. Плюс к тому «Евразия» является бесспорным лидером среди казахстанских страховщиков по размерам собственного капитала – свыше 100 миллионов долларов, по объему активов - почти 21,6 миллиарда тенге, а также по доле, которую эта компания занимает на отечественном страховом рынке - более 18 процентов.
Как известно, именно размеры собственного капитала и активов являются основными показателями финансовой прочности компании. Именно этими критериями рядовые граждане и представители деловых кругов руководствуются при выборе страховщика.
Перечисленные цифры и почетные звания сами по себе достаточно красноречивы. Однако нелишне отметить и то обстоятельство, что в 2005 году СК «Евразия» выплатила самую значительную в истории казахстанского бизнеса страховую сумму – два миллиона долларов, полностью покрыв тем самым ущерб одного из своих клиентов. Причем сделала это исключительно за счет собственного капитала, не обращаясь за помощью к партнерам по бизнесу. Можно ли найти более убедительное подтверждение абсолютной готовности, а главное - способности страховщика не только получать доход в виде страховых премий, но и отвечать по принятым на себя обязательствам?
Космический старт компании еще раз подтвердил ее безупречную репутацию и высокую финансовую надежность. «Евразия», опять же единственная из казахстанских страховых компаний, перестраховала риски, связанные с запуском и эксплуатацией отечественного спутника связи KazSat.
Кстати, о перестраховании. Компания, не имеющая международного рейтинга, никогда не сможет войти в этот бизнес, который, между прочим, помимо дополнительных дивидендов сулит страховщику и выход на новые, доселе недоступные рынки. Дело тут не только в престиже. Присвоение рейтинга рассматривается участниками страховых и перестраховочных рынков как дополнительная гарантия их финансовой состоятельности, своеобразный инструмент, способствующий укреплению доверия к ним со стороны партнеров.
Высокая оценка «Standard & Poor`s» - вполне закономерный итог усилий сплоченной команды СК «Евразия» по выводу отечественного страхового бизнеса на еще более высокий уровень.
Отрадно отметить, что страховщики ближнего и дальнего зарубежья оценили эти усилия по достоинству. По словам Назыма ТУЛЬЧИНСКОГО, заместителя председателя правления СК «Евразия», уже состоявшиеся и потенциальные партнеры компании не только поздравили ее с присвоением рейтинга «Standard & Poor`s» и успешным участием в национальной космической программе, но и предложили ей несколько весьма интересных проектов. Сегодня СК «Евразия» осваивает ряд перспективных направлений бизнеса в Азербайджане, Индии, Турции и Восточной Европе.
- Кроме того, мы выходим на чилийский рынок и в штат Пенсильвания, где перестраховываем риски, связанные с жизнью и здоровьем американских шахтеров, - отметил в беседе со мной г-н Тульчинский. – Подземные работы считаются наиболее опасными по количеству несчастных случаев. И даже США, где добывающая промышленность максимально автоматизирована, в этом смысле – не исключение. Тем не менее, мы сознательно идем на этот риск не исключая возможности оплаты крупного убытка. Выполнение принятых на себя обязательств для нас, казахстанской страховой компании, - вопрос не только корпоративной чести, но и национального престижа.
Специфика страхового бизнеса такова, что чем большие расходы ты несешь, возмещая клиентам их убытки, тем больше зарабатываешь в будущем. Нагляднейшим примером тому – уже упомянутая мной беспрецедентная страховая выплата на сумму 2 миллиона долларов, которую СК «Евразия» осуществила в 2005 году. В течение месяца после того, как были покрыты убытки клиента, компания получила несколько новых, весьма выгодных контрактов.
В Казахстане на сегодняшний день работают 39 страховых компаний. И только одна из них - СК «Евразия» - на сегодняшний день имеет международный рейтинг. Будем надеяться, что его присвоение станет своего рода точкой отсчета для других участников отечественного страхового рынка. А рынок этот успешно и стремительно развивается, он давно уже перестал быть малышом в ползунках. Однако возможности для его дальнейшего роста по-прежнему велики. Свидетельством тому – сравнение с успехами нашего северного соседа. Если в прошлом году объем собранных страховых премий в Казахстане составил 500 млн. долларов, то в России он достиг 17 миллиардов. Так что здоровую конкуренцию на страховом рынке, в том числе и конкуренцию за уровень рейтинга, можно только приветствовать.
Остается добавить, что руководство компании «Евразия» последовательно выступает за консолидацию казахстанских страховщиков, создание страховых пулов и перестраховочных союзов. По его глубокому убеждению, создание подобных профессиональных объединений будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества отечественных страховых компаний с зарубежными страховщиками и страховыми брокерами, и как следствие – успешной интеграции казахстанского страхового рынка с международным.
Анатолий НИКОЛЬСКИЙ,
рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА,
Алматы
КСТАТИ
• Страховая компания «Евразия» официально зарегистрирована в 1995 году с уставным капиталом 2 млн. тенге. Через семь лет он был увеличен в 50 раз.
• По итогам 2003 года АО «СК «Евразия» вошла в пятерку лидеров страхового рынка Республики Казахстан, а всего через год возглавила ее.
• В августе 2005 года влиятельный журнал «Reactions» отметил, что АО «СК «Евразия» по всем показателям опережает страховщиков Казахстана, Украины, Белоруссии и Грузии. Два месяца спустя компания первой в СНГ вступила в ряды членов Международной андеррайтинговой ассоциации (МАА).
• Декабрь 2005 года принес СК «Евразия» победу в республиканском конкурсе «Premier Media Award 2005». Высокое жюри признало ее самой открытой для СМИ страховой компанией Казахстана.