"Страхование грузов как инструмент риск – менеджмента при организации их перевозок" Выступление Джантуреева Н.А. на международной конференции «Евразийский транспорт и логистика». Рынок страхования, июнь 2006 г.
07.06.2006
Страхование грузов - один из древнейших, классических видов страхования. Гибель груза от стихии, его повреждение или кража – это проблемы, сопровождавшие предпринимателей во все времена. Сегодня, когда страховое дело имеет на вооружении современные методы экономического, статистического анализа, детально разработанный свод страхового законодательства, правила страхования, можно смело довериться страховщикам.
Еще не так давно, отправляя свой груз в путь, предприниматель фактически отдавал его судьбу воле случая. И если на Западе практически все грузы на время перевозки застрахованы, то у нас культура страхования еще не так развита. Одним из часто задаваемых вопросов является: почему на Западе цена на страхование грузов ниже, чем у нас? Ответ таков: страховые тарифы рассчитываются актуариями на основании статистических данных, и если на Западе тарифы ниже, то очевидно, что статистика убытков у нас выше. Однако сегодня ситуация меняется стремительными темпами, к примеру, СК «Евразия» работает с крупнейшими Loss Adjuster – ми и страховыми брокерами по всему миру и, кстати говоря, совсем недавно наш офис посетили представители Бельгийского брокера Vanbreda Risk, который теперь будет предлагать наши продукты у себя. Все это демонстрация уверенного роста развития страхового рынка и экономики в целом.
Сегодня в условиях растущего объема грузооборота в нашей республике, необходимо также продумать и негативные модели процесса перевозки грузов, просчитав при этом размер возможных убытков. Картина, складывающаяся из таких расчетов, абсолютно точно показывает, что правильная организация перевозки грузов может быть обеспечена только благодаря грамотно построенной системе управления рисками. Приведу пример в доказательство моих слов: за что надо будет платить при потере груза, скажем стоимостью 50 000$:
1) оплата юриста – по 500$ в среднем 4 месяца = 2 000$;
2) независимая экспертиза – 300$;
3) судебная пошлина – 3 % или 1 500$;
4) если имел место кредит, то еще 7 % или 3 500$;
5) недополученная прибыль – 3 000$.
Итого: 10 300$. Страховка обошлась бы примерно 150$, может и того меньше, при этом стоимость самого груза будет однозначно возмещена. Конечно, приведенные мною цифры могут быть немного больше или меньше, но уже сразу понятно, что наиболее эффективным и доступным на сегодняшний день методом управления рисками является страхование. В свою очередь страхование грузов – это оптимальное решение минимизации рисков при организации их перевозок.
Основным документом, регулирующим правоотношения между Страхователем и Страховщиком, является договор страхования.
В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование, решается при заключении этих сделок. К примеру, сделка СИП получила свое название от начальных букв английских слов: Carriage and Insurance Paid To … (перевозка и страхование оплачены до …). Это особый вид контракта, в котором экспортером осуществляется оплата за основной транспорт, экспортные формальности и страхование.
В страховании грузов страховая сумма определяется на основании документов, подтверждающих стоимость груза. В страховую сумму могут быть включены расходы, связанные с перевозкой и хранением груза, подтвержденные документально.
Страховые тарифы устанавливаются на основе международной практики с учетом характера груза, вида транспорта, маршрута и условий перевозки, условий промежуточного хранения и пр. и колеблются от 0,06% до 2%. Здесь можно отметить, что наиболее адекватную тарифную ставку можно получить при предоставлении более подробной информации о перевозимом грузе. Также дополнительно можно застраховать риск утраты (гибели) или повреждения груза при его хранении.
Страховая защита предоставляется сроком с момента отправки груза из исходного пункта и продолжается пока груз не будет доставлен на склад, указанный в страховом полисе.
По уровню риска виды перевозок распределяются следующим образом: наиболее рискованны перевозки автомобильным транспортом, далее следуют железнодорожные перевозки, водный транспорт, и на последнем месте по количеству страховых случаев находится авиатранспорт.
В страховой компании условия страхования (цену, покрываемее риски и франшизу) рассчитывают так называемые Андеррайтеры. Здесь необходимо отметить, что СК «Евразия» впервые в Казахстане и на территории стран СНГ вступила в ряды членов Международной Андеррайтиноговой Ассоциации, что говорит об адекватности андеррайтинговых расчетов.
Существует несколько видов пакетов, объединяющих различные риски, покрываемые договором страхования. Эти пакеты разработаны согласно условиям страхования грузов Института лондонских страховщиков (Institute Cargo Clauses). Наиболее популярными среди страхователей являются следующие пакеты:
1) «С ответственностью за все риски» (полный пакет). По нему покрываются убытки, произошедшие по любой причине, включая пожар, стихийные бедствия, крушение, удары о различные предметы и расходы по общей аварии;
2) «Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения». Здесь покрываются убытки вследствие крушения и пропажи перевозочных средств вместе с грузом, также расходы по общей аварии.
Сама схема процесса страхования груза (Рисунок 1), выглядит довольно просто, также и работает. Страхователь предоставляет информацию по грузу и если его устраивают условия страхования, заключает договор. При наступлении страхового события сразу сообщает страховой компании, и после предоставления необходимых документов (доказывающих наличие страхового случая, интерес в застрахованном грузе и размер ущерба) в течение 10 дней получает выплату. Далее страховая компания предъявляет право суброгации к виновной стороне.
Вообще при выборе страховой компании необходимо обращать внимание ещё и на другие факторы: качество обслуживания, финансовую стабильность, надежность и репутацию страховщика.
Страхование грузов в нашем портфеле на 01 июня 2006г. составляет порядка 16,4 %. За 2005 г. по данному классу страхования мы собрали премии в размере 2 681 477 000 тенге. Объем ответственности составил около 263 785 080 000 тенге.
Весьма важным моментом является то, что сегодня СК «Евразия» перестраховывает и страхует крупнейшие грузовые риски по всему миру: галлий, перевозимый в Японию; золотосодержащее сырье в Европу; оборудование для строительства космического комплекса и последующую доставку ракетных установок и ракетоносителей до стартовой площадки; трубы для нефти – газовой отрасли из Индии; художественные ценности для музея; косметику из Германии и многое другое.
Кроме того, в июне 2006 г. Standard & Poor's присвоило СК «Евразия» долгосрочные кредитные рейтинги контрагента и финансовой устойчивости страховой компании «В+», а также долгосрочный рейтинг «kzBBB» по национальной шкале. Прогноз — «Стабильный». Этот факт, а также то, что компания с большим отрывом лидирует на Казахстанском страховом рынке по всем финансовым показателям, позволяют предоставлять качественные услуги надежного перестраховочного покрытия, как для казахстанских, так и для зарубежных страховых компаний.
И в заключение хотел бы сказать, что в большинстве случаев функции главного риск – менеджера на предприятии берет на себя сам руководитель, однако он не способен полностью контролировать все риски, влияющие на деятельность компании. Его задача, скорее в том, чтобы управлять ресурсами и финансами и генерировать прибыль с тем, чтобы воздействие этих рисков на компанию было минимальным. На мой же взгляд, страховые компании, постоянно оценивая влияние происходящих в мире событий на хозяйственную деятельность предприятий и человека, должны в свою очередь предлагать своим клиентам квалифицированные консультационные услуги по вопросам страхования, перестрахования и риск менеджмента.