И эта новая реальность становится для Казахстана серьезным вызовом. Вы очень кстати упомянули шахты. Более 70% вырабатываемой в Казахстане электроэнергии производят угольные электростанции. Их работа обеспечивается за счет недорогого угля, добываемого на северо-востоке республики. Между тем эти станции генерируют порядка 78% углекислого газа, который ежегодно выбрасывается в атмосферу.
Хотя мощности только некоторых угольных электростанций морально устарели, сегодня риски, связанные с углем, стало непросто страховать и перестраховывать в силу того, что они не могут быть отнесены к новой «зеленой» энергетике. В обозримом будущем казахстанская теплоэнергетика может остаться без возможности качественного перестрахования за рубежом. Мы видим уже эту проблему в тех странах, где мы работаем, - Канаде и Австралии, Польше и Германии.
При этом Казахстан не может полагаться только на возобновляемые источники электроэнергии. Страхование и перестрахование имущества, перерыва в производстве и поломки оборудования возобновляемых источников электроэнергии сегодня стоит очень дорого и при этом не покрывает все существующие риски. И только угольная промышленность по-прежнему обеспечивает всех нас электроэнергией по доступным тарифам.
Говоря об отечестве – что нового ожидать казахстанским потребителям страховых услуг в 2022 году?
- Самой актуальной темой на финансовом рынке сегодня является цифровизация. О ней чаще всего говорил и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече с представителями финансового сектора 19 ноября 2021 года, и спикеры Конгресса финансистов Казахстана. Действительно, значение цифровизации для финансовой системы трудно переоценить. Так, именно своевременное решение Агентства по регулированию и развитию финансового рынка о внедрении электронного страхования в Казахстане обеспечило гражданам страны возможность получать страховые услуги во время жесткого локдауна 2020 года. Инвестиции страховщиков в цифровизацию не только позволили смягчить негативное воздействие пандемии на темпы роста индустрии, но и открыли доступ к новым возможностям.
Мы оценили преимущества снижения стоимости привлечения новых клиентов, более качественного и оперативного процесса оценки риска, возможности мгновенного прямого контакта с потребителями услуги. Поэтому в некотором смысле пандемия стала тем несчастьем из поговорки, которое в конечном итоге помогло цифровому счастью.
Совершенно очевидно, что страховая отрасль Казахстана находится лишь в самом начале процесса цифровизации. И для ее полноценного развития необходимо законодательное регулирование электронного добровольного страхования, четкая регламентация перечня информации, которая относится к персональным данным, и порядок ее обработки страховщиками и их подрядчиками в IT-сфере, а также обеспечение потребителям цифровой свободы выбора продуктов.
Также агентство предложило два дополнительных инструмента, которые обеспечат защиту интересов страхователей. Во-первых, в целях усиления защиты населения от профессиональных ошибок и некачественных услуг предпринимателей будет усовершенствован механизм вмененного страхования профессиональной ответственности субъектов предпринимательства. Во-вторых, регулятор предлагает расширить перечень классов страхования, гарантируемых Фондом гарантирования страховых выплат.
Страховщики, конечно же, будут продвигать эти новшества среди своих клиентов, но и помощь государства в популяризации новых страховых продуктов и инструментов по защите потребителей придется как нельзя кстати. Для повышения финансовой грамотности и страховой культуры необходимы совместные усилия страховых организаций и государства.
Помимо руководства СК «Евразия», вы еще возглавляете совет директоров КСЖ «Евразия», которая создана сравнительно недавно. В каком направлении развивается компания?
- КСЖ «Евразия» получила лицензию и начала свою деятельность 4 марта 2019 года. Компания молодая, создана в период экономической нестабильности, пандемии COVID-19, волатильности на финансовых рынках. С учетом всех этих негативных факторов была разработана бизнес-модель, ориентированная на быстроту принятия решений с использованием возможностей цифровизации.
Сегодня КСЖ «Евразия» является лидером отрасли по показателю уставного капитала в размере 13,5 млрд тенге, что составляет 29% от совокупного капитала всех компаний по страхованию жизни.
Кроме того, КСЖ «Евразия» стала первой компанией по страхованию жизни в истории Казахстана, которой был присвоен международный рейтинг инвестиционной категории. 2 ноября 2020 года ведущее международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings присвоило долгосрочный кредитный рейтинг эмитента и рейтинг финансовой устойчивости КСЖ «Евразия» на уровне «ВВВ-» со «стабильным» прогнозом.
В 2021 году регулятор довольно оперативно отреагировал на запросы страховщиков, которые, в свою очередь, прислушались к нуждам потребителей. В итоге в самом ближайшем будущем мы планируем запуск важных и социально ориентированных продуктов. В первую очередь это накопительное страхование в рамках государственной образовательной накопительной системы. Думаю, этот продукт составит достойную конкуренцию банковским депозитам. Основным преимуществом станет наличие страховой защиты, обеспечивающей получение ребенком образования, даже если с его родителями произойдет несчастье - причем вне зависимости от размера накопленной суммы. Также мы планируем запуск совместного (супружеского) пенсионного аннуитета. Совместный аннуитет позволит объединить пенсионные накопления супружеской пары или близких родственников и перераспределить между ними выплаты по договору пенсионного аннуитета.
Запланировано еще кое-что, но в лучших традициях драматургии позволю себе сохранить интригу. Как говорится, следите за новостями!
"Что ждёт страховой рынок в 2022 году" – Forbes.kz, 08.12.2021