Хотите у нас работать?

Новости

Рэнкинг страховых компаний — 2016

27.12.2016

В 2015 доля активов страхового сектора (состоящего из 33 компаний: 26 – общего страхования, семь – страхования жизни) в ВВП РК увеличилась до 2 % по сравнению с 1,59 % в 2014.

Интересно, что за год доля исходящего перестрахования (то есть передачи обязательств за пределы Казахстана) выросла с 23,6 % по итогам 2014 до 26,1 % на конец 2015. При этом произошло увеличение фактической маржи платежеспособности (отношение активов к обязательствам страховой компании) в среднем по рынку на 16,2 % – с 195,2 млрд до 226,8 млрд тенге.

Forbes Kazakhstan при содействии KPMG в Казахстане и Центральной Азии составил ренкинг страховых компаний страны (без учета компаний по страхованию жизни), ранжировав их по сумме собранных за год премий. Совокупно 26 участникам ренкинга удалось аккумулировать 208,5 млрд тенге, что на 9 % больше аналогичного показателя предыдущего года. Треть этой суммы – 76,3 млрд тенге – была перестрахована. В основном деньги ушли в Европу – в Великобританию, Чехию, Германию, Швейцарию, Францию и т. д.

В целом за отчетный период структура сбора премий по видам страхования не сильно изменилась и большая часть денег поступила от страхования имущества (26 %), ответственности водителей (17 %) и работников от несчастных случаев (13 %).

Распределение премий между страховыми компаниями крайне неравномерно. Так, на долю первой пятерки приходится 53,5 % от всей суммы, а на топ-10 – 75,3 %. Компании, занимающие места с 12-го и ниже, вместе собрали менее четверти.

Условная средняя компания по рынку собрала чуть более 8 млрд тенге премий. Самая большая сумма у АО «СК «Евразия» – 36,7 млрд тенге, или 17,6 % от всего рынка. Вторым идет АО «ДСК Народного банка Казахстана «Халык – Казахинстрах», которое зафиксировало почти 28,9 млрд тенге премий. На третьем месте – АО «СК «Казахмыс», за год увеличившее сборы почти в 2 раза – с 9,9 млрд до 17,2 млрд тенге, что является наилучшим показателем прироста.

Далее по списку идут АО «СК «НОМАД Иншуранс» и АО «Kaspi Страхование», которые аккумулировали за год примерно одинаково – 12,5 млрд и 12,3 млрд тенге соответственно.

В аутсайдерах же значатся АО «СК «ТрансОйл», АО «СК «Trust Insurance» и АО «Чартис Казахстан страховая компания», собравшие 925 млн, 326 млн и 169 млн тенге соответственно.

Наихудшая динамика сбора премий в 2015 оказалась у АО «ДО АО «Цеснабанк» СК «Цесна-Гарант» – 8,2 млрд тенге после 10,7 млрд тенге годом ранее.

Ударная волна

Оценивая минувший год для всего рынка, можно констатировать весьма неоднозначную картину. С одной стороны, мы видим увеличение количественных показателей по сектору. Сбор премий показал рост со 191,5 млрд до 208,6 млрд тенге. Соответственно выросли и показатели эффективности – так, чистые заработанные премии выросли на 7 %, до 135,1 млрд тенге, а чистая прибыль вовсе подскочила в 3,5 раза – с 39,4 млрд до 136,6 млрд тенге.

Единственной компанией, которая получила убыток, стала Kompetenz, зафиксировавшая отрицательную прибыль в 268 млн тенге. К слову сказать, в 2014 в минусе было шесть страховых организаций. В 2015 же коэффициент рентабельности продаж (return on sales, ROS) по сектору поднялся до небывалых высот – 65 %.

Однако, с другой стороны, главная причина такого роста – переход с фиксированного курса тенге к режиму его свободного плавания. В результате совокупная чистая прибыль сектора от операций с иностранной валютой выросла на 1747 % – с 8,4 млрд до 155,5 млрд тенге. Больше остальных на валюте заработала СК«Евразия» – более 50 млрд тенге. В то же время Зерновая страховая компания вообще не занималась подобными операциями. В среднем участники ренкинга заработали от спекуляций на валютном рынке почти 6 млрд тенге каждый. Доход рынка от инвестиционной деятельности (включая вышеназванные операции) тоже вырос в разы – на 530 %.

Этот бум «бумажной доходности» нивелировал все негативные последствия от девальвации: рост операционных расходов на 26 %, увеличение суммы выплат на 30 %, рост отчислений по налогу на прибыль на 240 %, почти трехкратное повышение совокупного резерва убытков компаний и т. д.

Если говорить о чистой прибыли страховых компаний за минусом прибыли от операций с иностранной валютой, то получается, что в плюсе оказались всего четыре компании: «Kaspi Страхование», Зерновая страховая компания, «Казкоммерц-Полис» и «Коммеск-Өмiр». Между тем годом ранее в этот список входило более половины всех организаций.

Комбинированный коэффициент убыточности (combined ratio, CR) представляет собой отношение заработанных премий к потерям и расходам по ним. То есть показывает, сколько расходов несет компания за каждый тенге собранных премий. Здесь ситуация тоже невеселая: весь рынок за год показал результат в 109 %. Это говорит о том, что страховая деятельность в Казахстане приносит больше убытков, нежели прибыли. Только четырем участникам ренкинга удалось не выйти за 100 % – это опять же «Kaspi Страхование» (16 %), «Виктория» (46 %), Зерновая страховая компания (50 %) и «Чартис Казахстан страховая компания» (79 %).

В тройку самых низкоэффективных компаний вошли: АО «СК Trust Insurance», у которого CR сложился на уровне 351 %, «НОМАД Иншуранс» – 226 % и Kompetenz – 187 %.

Как считали

Расчет по ренкингу производила KPMG в Казахстане и Центральной Азии. Компании общего страхования расположены по размеру собранных премий, исходя из отчетов самих организаций. Остальные показатели носят информационный характер и не влияли на распределение мест в ренкинге. Все указанные суммы исчисляются в миллионах тенге. Рассматриваемый период – с 1 января по 31 декабря 2015. Все данные для ренкинга были получены из финансовой отчетности компаний или статистических данных НБ РК.

"Ренкинг страховых компаний — 2016" - Forbes.kz, 27.12.2016
"Ренкинг страховых компаний — 2016" - Allinsurance.kz, 29.12.2016



Æ
Страховой случай?

Произошел страховой случай и Вы не знаете что делать? Не беспокойтесь, если у Вас страховой полис СК «Евразия». Для начала вызовите дорожную полицию (по номеру – 102) и аварийного комиссара 5678 (бесплатно с мобильного). Для получения онлайн-консультации по страховым случаям напишите нам по электронной почте: ServiceCenter@theeurasia.kz. Сообщите обстоятельства произошедшего события, ваш вопрос и свои контактные данные (ФИО, телефон и email), и наш специалист обязательно свяжется с Вами.

Для этого необходимо:
Î
Заказать звонок
Ваша заявка успешно отправлена!